Сразу уточню, сославшись на трактат «Вопросы о простейшем» («Су вэнь») [374], чем, на мой взгляд, отличается древний метод чжэнь-цзю от современной иглорефлексотерапии. Так, на странице 101 написано: «… из методов иглоукалывания в Поднебесной распространены пять основных. А простые люди стараются только есть побольше и никто из них не знает, как поддержать здоровье. Первый метод – этот упорядочивание духа-шэнь. Вто­рой – это знание питания организма. Третий – это знание воздействия и упо­требления лекарственных средств. Четвертый метод заключается в правиль­ном выборе маленьких и больших камней для лечения конкретной болезни. Пятый заключается в умении определять состояние внутренних органов-цзан и фу, крови и дыхания-ци. Следует знать все пять методов и правильно вы­бирать последовательность их применения».

    Для многих врачей-рефлексотерапевтов эти этапы «пяти методов» и «последовательность их применения» являются нонсенсом, поскольку они в своей практике ограничены узким кругом «правил» по применению «иголок», прогревания и массажа, то есть лечебных воздействий на наружные покровы организма. Иначе говоря, многие рефлексотерапевты и не думают включать в круг лечебных характеристик метода

    чжэнь-цзю такие его терапевтические направления по поддержанию здоровья как, например, «питание организма» и «употребление лекарственных средств». В то же время, у всех на слуху из­битая китайская поговорка: «человек есть то, что он ест», а просвещенные специальной литературой знают, что адекватность назначения фармацевти­ческих препаратов (начиная с лекарственных трав) в Китае всегда

    контро­лировалась посредством пульсовой диагностики. Понятие «упорядочивание духа шэнь», стоящее в списке методов под номером один, рассматривается либо в чисто теоретическом аспекте, т.е. вне прикладного применения его в лечебной практике, либо вообще обойдено вниманием современных иссле­дователей. Иначе говоря, в большинстве своем они не взяли на вооружение изучение основополагающих взаимоотношений между «духом-сознанием» (психические функции) и «телом-формой» (соматические функции), что, в общем-то, и составляет лечебно-диагностическую основу метода чжэнь-цзю, а ограничились анализом тех физиологических констант, которые от­ражают взаимоотношение между «наружными покровами и внутренними органами» организма. Несомненный интерес вызывает описание четвертого метода: «правильный выбор маленьких и больших камней», – поскольку яв­ляется своеобразным свидетельством о древности

    метода чжэнь-цзю, кото­рый успешно применялся в каменном веке, так как здесь речь идет о боль­ших и маленьких каменных иглах. Пятый этап, заключающийся «в умении определять состояние внутренних органов – цзан и фу, крови и дыхания-ци» можно рассматривать как с

    позиции необходимости динамического контроля за процессом лечения методом чжэнь-цзю, так и с позиции наличия нераз­рывной связи между диагностикой и терапией при лечении данным методом. Общеизвестно, что определенные нарушения со стороны «органов цзан-фу» и каналов (меридианов), а также «крови и дыхания-ци» корректируются кон­кретными сочетаниями точек акупунктуры, и, на мой взгляд, именно

    в этом заключается особая привлекательность чжэнь-цзю терапии (правильно по­ставил диагноз – эффективно вылечил).

    © 2017 Все права защищены

    Your Email: