В статье «Китайская пульсовая диагностика как древний способ контроля кислотно-основного гомеостаза организма» мы (Ахтямов И.Ш., Васильева Л.Ф., Пальцева И.С., 2008) написали, что имеются свидетельства того, что древние медики имели представление о наличии в организме (выражаясь современным языком) «транспортной системы массопереноса жидкости», которую и обозначили «каналами циркуляции крови и ци. Там же приводится следующее соображение: «...представления древних медиков о жидкостном гомеостазе организма (с обобщением их в виде понятий-категорий вэй ци и жун ци) не противоречат современным данным, согласно которым водно-электролитный баланс организма напрямую зависит как от процесса «регуляции объема внутрисосудистой жидкости», так и «осмоляльности внеклеточной жидкости» ([28] с.12).

    В трактате «Ось духа» сообщается, что «самым ценным в питательном дыхании, ин-ци [жун-ци], является то, что оно принимает злаки. Оно образуется в результате трансформации дыхания воды и злаков и приводится в движение легкими... Вода и злаки попадают в желудок, трансформируются, и дыхание-ци тончайшей составляющей сначала поднимается вверх в легкие и проникает в их внутреннее пространство. Затем оно питает органы-цзан и фу и распространяется вовне, орошая четыре конечности и 100 костей. Самая чистая часть этой энергии распространяется внутри сосудов меридианов и непрерывно циркулирует по всему организму...  Путь циркуляции питательной силы дыхания, ин-ци, идет сверху вниз, затем снизу вверх, из инь входит в ян, из ян входит в инь, меняет движение против потока и по потоку. Это нормальный путь циркуляции питательного дыхания в организме» ([318] с.92–94). «Человек получает силу дыхания из злаков. Злаки попадают в желудок и оттуда передаются в легкие. 5 органов-цзан и 6 органов-фу тем самым получают силу дыхания инь. Чистая часть ее становится питательной силой дыхания, а мутная часть выполняет охранительную функцию. Питательная сила дыхания находится внутри сосудов, а охранительная сила дыхания находится за пределами сосудов. Питательная сила дыхания, не останавливаясь, движется по циклам, проходит 50 циклов и возвращается к точке великого сбора. Инь и ян проникают друг в друга, и это движение подобно кольцу, не имеющему начала. Охранительная сила дыхания проходит в иньской области 25 долей и в янской области 25 долей. Она разделяется на дневное и ночное время, и поэтому янская сила дыхания начинает движение, а иньская сила дыхания прекращает его... Питательная сила дыхания приходит из среднего обогревателя, а охранительная сила дыхания приходит из верхнего обогревателя... Если поражается кровь, тогда отсутствует пот. А если забирается пот, тогда отсутствует кровь» ([318] с.96–98).

    Все это не противоречит современным данным, согласно которым «тщательное регулирование количества жидкости в организме способствует сохранению стабильности внутренней среды» [34, 113, 96].

    М.М.Горн и соавт. (2000), написавшие краткое руководство «Водно-электролитный и кислотно-основной баланс», подчеркивают, что изменения эффективного циркулирующего объема (т.е. той части внутрисосудистой жидкости, которая «эффективно перфузирует ткани») «улавливаются специализированными рецепторами, расположенными в каротидных синусах, дуге аорты, предсердиях и сосудах почек» [113]. Они пишут: «Внеклеточная жидкость  непрерывно меняется в соответствии с реакцией организма на окружающую среду. Напротив, внутриклеточная жидкость защищена внеклеточной и остается постоянной по составу, обеспечивая нормальную функцию клеток… Значительные колебания объема интерстициальной части  внеклеточной жидкости могут наблюдаться без выраженного влияния на функции организма… Сосудистая часть  внеклеточной жидкости менее устойчива к изменениям и должна тщательно контролироваться, чтобы ткани адекватно снабжались питательными веществами при одновременном непрерывном удалении продуктов метаболизма без отрицательных последствий для сердечно-сосудистой системы. Часть внутрисосудистой жидкости, эффективно перфузирующей ткани, называется эффективным циркулирующим объемом (ЭЦО)» ([113] с.27).

    О рефлексогенных зонах, которые способствуют формированию пульсовой волны и, соответственно, циркуляции жидкости в организме, сообщали еще 35 лет назад советские авторы. Б.И.Ткаченко, И.А.Вороненкова (1981) подчеркивают, что сердечно-сосудистая система, обеспечивающая движение крови, – это многоконтурная замкнутая система со множеством прямых и обратных нервных и гормональных связей: «Рефлексогенные зоны сосудистого русла не являются специализированными по отношению к изменениям работы сердца и тонуса сосудов… Раздражение рецепторного аппарата сердечно-сосудистой системы и тканевых рецепторов является началом возникновения цепной реакции, проявляющейся в одних случаях в виде нарастающих, а в других – в затухающих фазовых колебаниях жидкости, крови и лимфы, а также в усилении или ослаблении тонуса различных структур гемодинамического центра и изменения работы сердца… Установлено закономерное вовлечение ряда эндокринных желез в сферу рефлекторных влияний, возникающих с главных рецепторных зон. Экспериментально показано, что при их возбуждении усиливается активность мозгового слоя надпочечников, инсулярного аппарата поджелудочной железы и нейрогипофиза, что обеспечивает рефлекторную нейрогуморальную регуляцию обмена веществ, тканевого энергетического баланса и постоянство внутренней среды» ([314] с.403–404). Авторы указывают, что гомеостатическая роль лимфатической системы  весьма отчетливо проявляется при увеличении интерстициального объема жидкости: «Лимфатический аппарат не только выводит избыток жидкости из тканей, но и частично депонирует ее. Депонирование существенно дополняет деятельность почек, разгружая их функцию. Лимфатическая система подобно почкам может рассматриваться как эффекторный орган, обеспечивающий постоянство плазмы  и межклеточной жидкости» ([314] с.413).

    Академик В.Г.Зилов в книге «Элементы информационной биологии и медицины» пишет: «Выражением гомеостазиса является ряд биологических констант, то есть устойчивость количественных показателей, характеризующих нормальное состояние организма. Такими постоянными по величине показателями внутренней среды является масса крови, содержание в ней форменных элементов, температура тела, содержание в крови ионов натрия, хлора, а также белков, сахара, концентрация водородных ионов и т.д.» ([144] с.177). Как следует из приведенного текста, здесь речь идет о биохимическом гомеостазе (по Ноздрачеву). Б.Т.Чувин (2003) утверждает, что основными параметрами гомеостаза в применении к человеку являются артериальное давление (АД), кислотно-щелочной показатель крови (pH), концентрация глюкозы в крови (С), температура (Т)». Автор особо подчеркивает, что все перечисленные параметры гомеостаза организма следует рассматривать в комплексе, так как они взаимосвязаны в цепи физиологических и биохимических механизмов регуляции функций [368]. Б.Т.Чувин не причисляет к основным параметрам гомеостаза параметры пульса.

    В каноне «Вопросы о простейшем» говорится: «Человек делает вдох, и за это время у него в канале происходят два движения пульса. Человек делает выдох, и за это время у него в канале опять происходят два движения. Но за время вдоха и выдоха в течение одного периода дыхания может происходить и пять движений, и это объясняется тем фактом, что дыхание слишком длинное. Человек с такими характеристиками пульса может считаться здоровым» ([317] с.70). Все это свидетельствует о том, что существующий  в организме человека механизм функционального взаимодействия систем регуляции дыхания и кровообращения был изучен древними медиками, а это, в свою очередь, дало им возможность провести количественную оценку характеристик дыхания-ци.

    Используя китайскую пульсовую диагностику, можно получить «прямую» информацию о трех показателях (Т, АД, pH17) из четырех важнейших, а показатель (С) древние медики «добывали» опосредованно через исследование вкуса мочи, и им было известно, что сладкая на вкус моча свидетельствует о нарушении обмена глюкозы (сахара) в организме. Исследовать температуру тела можно было (так делают и сейчас, если под рукой нет градусника) путем касания к телу, в частности, при пальпации пульса, а согласно данным современной физиологии, «повышение температуры тела на 1ºС сопровождается учащением пульса на 8 ударов в 1 минуту» [254]. Попутно отметим, что температурные показатели составляют пару («синдром холод–жара») из восьми основных синдромов, которые являются «руководящими для патологии жизненно важных функций организма в том числе соков организма (цзинь-е), крови (сюэ), жизненной энергии (ци)» [205].

    В свое время А.С.Залманов подчеркивал, что изучение ритма различных физиологических функций организма может привести «к очень интересным открытиям». Так, например, «число вдохов в минуту (R): 18, помноженное на 4, дает число сердечных сокращений (С): 72 в минуту; число систол – 72–75, помноженное на 4, дает чис­ло отдачи кислорода в скелетной мышце, доставленного миоглобином (М): 75×4=300. Эта пропорция может быть представлена как алгебраическая формула синхронного ритма: R×4=C, С×4=М18» ([143] с.47).

    В книге [32] мы (Ахтямов И.Ш., Пальцева И.С, 2011) писали, что древние медики имели представление (согласно сведениям из Канона [318]) о том, что необходим «один вдох и выдох для четырех систол сердца» и что (согласно данным Канона [385]) один «внешний» вдох и один «внешний» выдох способствуют  движению одного «внутреннего» дыхания-ци, которое, на наш взгляд, описано остеопатией как «медленный внутричерепной ритм». В связи с этим считаем необходимым к синхронным ритмам различных физиологических функций организма (по Залманову) добавить ритм первичного дыхательного механизма19, связанный с ЧД и ЧСС:

    9 («внутреннее» дыхание-ци, т.е. число ПДМ) × 2 = 18 (частота дыхания);

    18 (частота дыхания) × 4 = 72 (частота сердечных сокращений).

    Интересно, что Москаленко и соавт. (2002) в книге [232] говорят о теоретической возможности «корреляции внутричерепного ритма с другими ритмами организма» (в частности, ЧД и ЧСС) и рекомендуют «сравнивать все эти ритмы» у каждого больного индивидуально (см. Приложение 2.6). Мы же считаем, что подобные рекомендации уже имелись у древних медиков и они в своей повседневной лечебной практике занимались корреляцией ритма «внутреннего» дыхания-ци  – аналога ПДМ (9 в 1 мин), «внешнего» дыхания (18 в 1 мин) и ЧСС (72 в 1 мин). Более того, «следуя пропорциям чисел» [по Е.П.Блаватской], они при лечении, надо полагать, использовали своего рода «золотой» эталон «математических соотношений» микрокосма – 9, 18, 72 – который, как мы уже показывали, соответствует известному эталону макрокосма – 9 дней, 18 дней, 72 дня (см. Приложение 2.6). Думаем, что это соответствие пропорции чисел макро- и микрокосмоса позволило древним медикам говорить о взаимосвязи между ними ([32] с.450–452).

    В свое время Сулье де Моран (1963) посетовал на то, что «…древние тексты имеют некоторые ошибки в передаче» (цит.[139] с.124). К сожалению, «некоторые ошибки в передаче» текста делают и современные авторы. Так, текст под номером (1), выделенный нами в расчетах А.И.Фалева (1993) показывает наличие неточности, поскольку, согласно утверждениям древних, один оборот дыхания-ци в человеческом организме происходит за 30 мин (15 мин×2). Поэтому 50 оборотов происходят за 1500 мин (30 мин×50), что и равняется 100 кэ (25 ч). Ранее эта же неточность была представлена в работе [139] Сулье де Морана (1957). Конечно, если бы эти авторы исходили из представления о циркадианных ритмах, то, может быть, не стали бы делить сутки (24 ч) на число (50) оборотов дыхания-ци. Более того, если бы они воспользовались текстом Цзюаня второго трактата «Чжэнь-цзю да-чэн» [385], где излагается первая трудность Наньцзин («Канон о трудном»), то едва ли предложили бы считать длительность 1 кэ равной 14 мин 24 с. И, наконец, А.И.Фалеву не пришлось бы говорить, что «ци проходит по кругу не 50 раз, а 48», ссылаясь при этом на «индивидуальные ритмы дыхания» (см. Приложение 2.7).

    Текст демонстрирует знание древних медиков о том, что «время полного прохождения энергии-ци и крови по всем меридианам» человека составляет 25 ч. Иначе говоря, на наш взгляд, уже 2000 лет назад они пользовались тем, что открылось западной медицине лишь в XX веке. В то же время необходимо отметить, что данная информация не нашла своего отражения в известных переводах с древнекитайского. В качестве примера приводим текст из книги [370]: «Небесное дыхание-ци различается на холодное и теплое, раннее и позднее, в человеке

    различают расцвет и упадок, деление времени-ши и деление времени-кэ (сутки делятся на 12 отрезков ши, которым соответсвуют

    циклические знаки земного двенадцатиричного цикла и на 100 отрезков времени кэ). Курсивом в скобках выделены примечания переводчика Б.Б. Виногродского, который в этой работе,  в отличие от текста из [279], считает, что в сутках не 96, а 100 кэ, отождествляя время циркуляции дыхания-ци в организме (100 кэ) с длительностью суток (96 кэ).

    Ещё подробнее см. в книге Ахтямова И.Ш., Крутова Г.М. (2016) «Модернизированная китайская пульсовая диагностика  под кинезиологическим контролем».

    Доступно для бесплатного чтения в Российской государственной библиотеке http://www.rsl.ru/

    © 2017 Все права защищены

    Your Email: