Цигун терапия

              Прежде чем приступить к изложению цигун терапии, которая совместно с чжэнь-цзю терапией представляет собой традиционную китайскую медицину, хочу поделиться своими наблюдениями, согласно которым цигун терапия выступает полноценным участником лечебного процесса. Так, в книге «Чжэнь-цзю терапия с основами прикладной кинезиологии» мною (Ахтямов И.Ш. 2006) говорилось, что область Th4 - Th5 не обделена внимание врачей многих специальностей. Общеизвестно, что «школяр-невролог» (студент медицинского института) изучает схему прохождения невидимых, но существующих реально (согласно клинике парезов и параличей при патологии ЦНС) путей Голля и Бурдаха, чтобы определить топику поражения, в частности, уровень расположения патологии, который, соответственно клинике, будет находиться выше или ниже Th4 и т.д. «Школяр-кинезиолог» (врач-мануальный терапевт, обучающийся прикладной кинезиологии),  знает что эта зона является уровнем возможной сублюксации Th4, которая имеет отношение к патологии фу желочного пузыря и что пока не будет «отработана» сублюксация Th4, использование точек канала XI (желчного пузыря) будет менее результативным. Остеопаты подразделяют грудной отдел позвоночника на два участка (треугольника), «обладающие собственными анатомо-кинетическими свойствами», а точка на уровне Th4 является «местом перехода одного треугольника в другой, перекрестком восходящих и нисходящих сил гравитации; ввиду данного обстоятельства мобильность данного не редко сегмента бывает нарушенной». Напомним, что на область Th4 - Th5 впервые

    gallery/rucenter61108-image-907ed893-bc7a-4f94-865d-83a2c26d9d83
    gallery/rucenter61108-image-04605776-f543-465c-80fe-f8d4511d12f4

    Патриарх европейской акупунктуры Ж.Сулье де Моран, который защищал «непонятные и осмеянные европейцами даосистские опыты», является одним из первых европейцев, написавших о гимнастике тайцзи цюань (позднее о ней писал и А.Лоуэн). Автор книги «Китайская акупунктура (Том I-II-III) Классифицированная и уточненная традиция» в 1939 г. задается вопросом: «как сообщить (передать?) эту энергию [ци] для возобновления жизни тем, у кого она уменьшилась?..». Ответ состоит в использовании «некоторых непонятных и осмеянных европейцами даосистских опытов, групповых гимнастических движений бойцов, которые мы имели возможность видеть в 1900 и 1901 годах, выполняемых для достижения увеличения силы и жизненной энергии, с нечувствительностью к ранениям и болезням» (с.162).

    А.Лоуэн (1990) в книге «Психология тела: биоэнергетический анализ тела» написал: «В китайской практике лечения акупунктурой различают каналы, по которым движутся энергии. Посредством укалывания иглами или надавливанием пальцами на акупунктурные точки можно управлять течением энергии в теле в целях излечения болезней и укрепления здоровья. Другим способом, который используют китайцы для мобилизации энергии тела и сохранения здоровья, является программа специальных упражнений, известных как тайцзи-цюань. Движения тайцзи обычно делаются медленно и ритмично, при использовании минимальной силы» (с.24).

    Известно, что с тех пор как впервые в отечественной литературе (Гаваа Лувсан, 1986) была приведена китайская гимнастика тайцзи цюань, прошло более 30 лет, а после опубликования работы В.Г.Вогралика, М.В.Вогралика (2001), в которой физиологическая значимость метода чжэнь-цзю рассматривается в качестве «одной из форм адаптационно-энергизирующей терапии цигун», прошло 16 лет. Тем не менее, до сих пор в сознании и в практике врачей-рефлексотерапевтов акупунктура присутствует сама по себе, а цигун – отдельно и в малых количествах (подобно тому, как это происходит в классической медицине, где фармакотерапия – сама по себе, а лечебная физкультура – отдельный предмет), хотя это две стороны одной медали. Об одной из причин этого сообщает У ВэйСин (1992) в своей книге «Цигун терапия» : «…ранняя даосская дыхательная гимнастика дао-инь син-ци представляла собой единую систему… Но со временем … появились две самостоятельные школы – динамическая и статическая, что привело к распаду целостной системы дао-инь син-ци и, как следствие, к резкому снижению оздоровительного эффекта» (с.78). В информационном и практическом плане несомненный интерес представляет книга «ЦИГУН: история, теория, практика», написанная М.М.Богачихиным, Ма Цзижэнь (2004).

    gallery/rucenter61108-image-115ab2fe-7fc7-42aa-9005-c8028fa22b96

    Вон Кью Кит (2002) в знаменитой книге «Китайская медицина: полное руководство: Комплексный подход к физическому, эмоциональному и психическому здоровью», подчеркивает, что «акупунктура – это лишь один из разделов китайской медицины» и что второй, это «цигун – древняя эзотерическая система, доказавшая свою эффективность при лечении дегенеративных заболеваний». Патриарх европейской акупунктуры Сулье де Моран (1957) говорит о том, что «специальные упражнения» (тайцзи цюань, цигун) помогут лишь «в легких случаях», а Вон Кью Кит (2002) настаивает на том, что цигун эффективен и «при лечении дегенеративных заболеваний»  и что акупунктура и цигун – это две части единой китайской медицины.

    gallery/rucenter61108-image-a7bf2ddb-a3d9-47a4-9f81-0ee528539b0c
    gallery/rucenter61108-image-030a3448-a171-47de-9c80-92b967915bf4

    Вон Кью Кит в книге «Цигун и здоровье» утверждает, что древние медики в начале (в состоянии глубокой медитации) обнаружили каналы (меридианы) и только потом – точки воздействия на них (точки акупунктуры), а не наоборот. Ведь согласно устоявшимся представлениям, в начале были найдены точки акупунктуры, а потом, в соответствии с терапевтической идентичностью их воздействия на организм человека (органы и ткани), они были объединены в определенные меридианы канала:

    gallery/rucenter61108-image-44f11f66-64d3-4fc5-baed-0def89c636d5

    Ян Цзюньмин (1997) в книге «Секреты молодости: Цигун изменения мышц и сухожилий. Цигун промывание костного головного мозга» пишет: «Для практики цигун необходимо владеть умением регулировать пять вещей: тело, дыхание, синь (эмоциональный разум), ци и шэнь (дух). Кроме того, для снабжения организма постоянным и необходимым ци Воды вы также должны научиться управлять цзин, из которой образуется этот вид энергии» (с.143).

    gallery/rucenter61108-image-a17a09a1-b8a8-48af-9a46-5ab904f52634
    gallery/rucenter61108-image-a5769dbb-afa9-4d1b-aab8-e9e40f076daa

              Известный  популяризатор цигун- терапии, философ, мастер у-шу и цигун У ВэйСин подчеркивает, что «главными составляющими цигун являются покой, дыхание, движение. Каждая составляющая имеет свои особенности, невнимательное отношение к которым не позволит достигнуть желаемого результата в лечении»(с.79). Здесь же подчеркнем, что именно правильное сочетание «телесных упражнений» и специального дыхания (включающего определенные паттерны ритма и глубины дыхания) превращает физкультуру в йоге и в цигун в процесс медитации («транса»), т.е. способствует вхождению ЦНС в измененное состояние сознания (ИСС). Вхождение в ИСС происходит в состоянии гипноза (и самогипноза), при применении психоделиков (мескалин, ЛСД), холотропного дыхания (по С.Грофу), медитации (йога, цигун) и акупунктуры, если во время сеанса добиться подхода «истинной чжун-цзи» (Фалев А.И., 1999) или, по-другому, получить «вызванный поток ци» (Вон-Кью-Кит, 1993). Вхождение в ИСС сопровождается изменением паттернов дыхания и движения, причем последние дают возможность отдифференцировать гипноз от медитации. Впервые на то, что ИСС (опьянение, снохождение) сопровождается определенным паттерном движения, обратил внимание И.М.Сеченов (1866), чья великолепная работа «Рефлексы головного мозга» состоит из двух глав – «Невольные движения» и «Произвольные движения». В этой работе он также дал физиологическое обоснование факта взаимосвязи дыхания и непроизвольных движений, что впоследствии применял в клинической практике В.Райх (1935-1957) и что лежит в основе входа в медитацию (А.Лоуэн, 1990; С.Гроф, 1993; Вон Кью-Кит, 2002; Багван Шри Раджниш, 2005).

    gallery/rucenter61108-image-5221bc88-f88d-4274-a071-fea098a16cc7

    Таким образом, важнейшим условием овладения искусством цигун является умение входить в ИСС. Ражниш Ошо в книге «Медитация – первая и последняя свобода», говоря о существовании 112 техник медитации, особое внимание уделяет «медитационной технике, которая  начинается с движения», называя ее Динамической медитацией: «Это медитация, в которой вы должны постоянно быть бдительным, сознательным, осознанным, что бы вы ни делали. Первый шаг – дыхание; второй шаг – катарсис; третий шаг – мантра, махамантра «ху». Оставайтесь свидетелем. Не теряйтесь» (с.73). 

    Если Ошо при изложении техники вхождения в ИСС предлагает на фоне хаотического дыхания выполнять принудительные движения («freaking out», «кривлянье») с целью высвобождения эмоций (катарсиса),то Вон КьюКит, автор книг по цигун-терапии, рекомендует для вхождениия в это состояние получить «вызванный поток ци». Так, в книге «Искусство цигун» он пишет, что движения его учеников в «вызванном потоке ци» являются «внешним выражением их собственной жизненной энергии, циркулирующей внутри их тел…»[иначе говоря] «вызванный поток ци» или непроизвольные движения – это «своего рода внешняя проекция на тело медитирующего его внутреннего потока ци» (с.82). 

    gallery/rucenter61108-image-1af9f5c8-2810-40e7-aab8-9bff18fa0be6

    В книге «Цигун и здоровье» Вон КьюКит раскрывает способ получения «вызванного потока ци»: «Если вы сознательно выполняете брюшное дыхание и медитацию, вы можете надеяться на то, что в один прекрасный день получите некое внутреннее видение, или, по крайней мере, вы сможете почувствовать поток энергии» (с.120). Итак, автор подчеркивает  значимость роли дыхания для процесса медитации, о чём, к сожалению, не заостряется в работах («Медитация путь к себе», «Практическая психотерапия: [внушение,гипноз,медитация]») профессора Т.И.Ахмедова  (2005). А такой знаковый для Востока аспект, как «цигун – дыхание – транс» даже не упоминается в великолепных обзорах по ИСС из последних работ (Гройссман А.Л., 2002; Тукаев Р.Д., 2007). Напоминаем о том, что именно В.Райх самостоятельно пришел к выводу, что в основе медитации («транса») лежит не только «регулирование тела, сознания», но и регулирование дыхания.

    В среде врачей, занимающихся прикладной кинезиологией, бытует мнение, что акупунктура эффективна только для коррекции психоэмоциональной составляющей болезни. В связи с этим приведем данные известного специалиста по классической китайской чжэнь-цзю терапии А.И.Фалева, который, используя глубокое знание древневосточных концепций, показал (зафиксировано эффектным видеоматериалом), как, воздействуя одной иглой, можно добиться «подхода к истинной функционально-регулирующей ци» («истинная чжун-ци»). Клинически это проявляется автоматизированными и раскручивающими движениями всего тела с наличием репозиционных «щелчков», происходящих в позвоночнике и костях таза, т.е. налицо лечение структурной составляющей «триады здоровья» без каких-либо приемов мануальной терапии (остеопатии, прикладной кинезиологии).

    Вызывает несомненный интерес, что данный материал и описание его в публикациях А.И.Фалева (1993, 1999) по содержанию полностью совпадают с приведенным Вон Кью-Китом  описанием «вызванного потока ци» (1993, 2002), а также с описанием сеанса холотропного дыхания, приводимого С.Грофом (1993, 2004). Мы убеждены, что первым на Западе «вызванный поток ци» описал В.Райх (1933–1955), – правда, назвав его «плазматическим потоком». Более того, В.Райх пришел к убеждению, что «в процессе жизни участвует особый вид энергии. Он назвал ее оргоном и утверждал, что это протоэнергия Вселенной». Таким образом, хотя существование ци (жизненной силы, праны, оргона и т.п.) наукой пока не доказано, тем не менее в литературе имеется описание чувственных критериев обнаружения циркуляции ци в организме: «плазматический поток», «вызванный поток ци», «истинная чжун-ци», «пульсирующая волна». При этом необходимо отметить заслугу Вон Кью-Кита, который не только связал пульсацию «потока ци» (инь, внутреннее) с непроизвольными движениями (ян, внешнее), возникающими при гимнастике цигун, но и рекомендовал посредством этих видимых движений (ян) контролировать невидимый (но ощущаемый) поток ци (инь).


    Мы надеемся, что трактовка Вон Кью-Китом гимнастики «пяти животных» подвигнет врачей-рефлексотерапевтов обратить особое внимание на гимнастику цигун и внедрять ее вначале хотя бы для улучшения собственного здоровья. Кроме того, это поможет преодолеть ту предвзятость в отношении гимнастики цигун, о которой, в частности, говорит У ВэйСин (2006) в работе «Цигун против рака. Управление жизненной энергии»: «По сравнению с прижиганием, фитотерапией, иглотерапией и другими методами лечения цигун-терапия, на первый взгляд (и особенно для новичков) кажется не имеющей под собой материальной основы, что по сей день дает пищу для различных толкований о малой ее эффективности» (с.78).

    Первый этап продолжение. Обсуждение этапов хронопульсокинезиометрии. Мудры и цигун. Завершение демонстрации сеанса инь-ян чжэнь-тейпирования на 22 декабря 2017г. День зимнего солнцестояния.

    ЦИГУН при лечении болей. Коврик "МИШАНЯ". ДЕНЬ ЯН.

    Китайская медицина (чжэнь-цзю + цигун) при лечении болей. Коврик "МИШАНЯ" для занятий практикой цигун (день первый - 16 сентября 2019).

    Китайская медицина (чжэнь-цзю +

    цигун) при лечении болей. Коврик "МИШАНЯ" для занятий практикой цигун (день второй - 17 сентября 2019).

    ЦИГУН при лечении болей.Коврик"МИШАНЯ". ДЕНЬ ИНЬ.

    Старик, стресс и китайская медицина

    Моя первая попытка записать минутное видеообращение Президенту. Обращение к Главе государства даже по видео, если оно ограничено по времени, вызывает стресс. Известно, что при стрессе и боли помогает китайская медицина. Вкратце, о возможностях основных методах китайской медицины, а именно чжэнь-цзю и цигун.

    © 2017 Все права защищены

    Your Email: