ПУЛЬСОКИНЕЗИОМЕТРИЯ

     В «Трактате Желтого императора о внутреннем. Ч.1: Вопросы о простейшем» написано: «Истинный путь иглоукалывания заключается в том, что в первую очередь врач должен упорядочить свой дух, определить состояние пяти внутренних органов, разобраться во взаимодействии и показателях девяти областей, и лишь после этого можно обдумывать, каким образом производить иглоукалывание. Если не изучил показатели всех пульсов, если не прослушал все зловещие симптомы и на основании этого не соединил внутренне и внешнее, нельзя сразу воздействовать на телесную форму» (с. 102).

    Известно, что врачеватели Древнего Китая занимались изучением картины языка больного, пальпацией передней стенки живота и прощупыванием пульсов, причем данные, полученные такими методами обследования, считались ключом к правильной диагностике. Мною (Ахтямов И.Ш., 2003, 2004, 2006) неоднократно подчеркивалось, что значимость пульсовой диагностики для успешного лечения методом чжэнь-цзю не оспаривалась и в современной литературе. Однако более чем полувековое внедрение акупунктуры в нашей стране является наглядной демонстрацией того, что современные врачи не сумели овладеть пульсовой диагностикой на уровне знаний древних восточных медиков. Это объясняется не только формой передачи знаний по системе «учитель–ученик», но и описанием характеристик и свойств пульса, носящим исключительно субъективный характер. Действительно, субъективное восприятие пульсов (так, в ряде древневосточных источников приводятся от 27 до 72 типов патологического пульса), требующее многолетней практики и развития высоких сенситивных способностей, мешает современным врачам-рефлексотерапевтов овладеть таким эффективным методом, как пульсовая диагностика.

    Наряду с этим, остается в тени тот факт, что для овладения техникой традиционной пульсовой диагностики необходимо иметь навык вхождения в медитативное состояние («упорядочить свой дух»). Из 32 работ по пульсовой диагностике на русском языке, представленных в списке источников в книге «Модернизированная китайская пульсовая диагностика под кинезиологическим контролем», в 28 нет даже намека на наличие связи между пульсовой диагностикой и медитативным процессом. Исключение составляют работы четырёх авторов. Впервые в отечественной литературе о связи чжэнь-цзю терапии и медитации упомянул Д.А.Дубровин (1991) в книге «Трудные вопросы классической китайской медицины (Трактат нань-цзин)», написав, что врач при пульсовой диагностике «должен обладать, помимо чувствительности пальцев, также и экстрасенсорными навыками». Спустя 20 лет В.Б.Копытников (2011) в монографии «Пульсовая диагностика и чжэнь-цзю в китайской традиции: слово о циркуляции», делая акцент на наличии медитативного компонента «в процессе чтения пульса», настаивает на необходимости при этом «предельной концентрации ума и отрешенности». Значительно ранее о целесообразности вхождения в медитацию в процессе обследования пульса написал в книге «Китайская акупунктура» патриарх европейской акупунктуры Жорж Сулье де Моран (1957), – правда, сделал это в несколько завуалированной форме, говоря о «тонком прощупывании пальцами и рассудком».

    Следующие слова Чэнь Син-сюаня наилучшим образом демонстрируют медитативную подоплеку пульсовой диагностики: «Если хочешь проверить состояние пульса, то, в первую очередь, необходимо сконцентрировать дух-Шэнь, как будто ты учишься стрелять из лука: сначала нужно научиться не моргать. Следует проникнуть в самую глубокую суть учения, чтобы достичь состояния, при котором сердце соответствует руке. И только в этом случае можно приступать к определению пульса! Когда опускаешь пальцы, то следует чётко различать места определения пульса, нужно полностью разрешить все свои сомнения и исходить из спокойного, ровного, сосредоточенного состояния. Если будешь именно таким образом относиться к искусству определения пульса, то, однажды, совершенно постигнешь, каким образом это делается» (с.244–245). В этой книге я также указал, что и специалистам по остеопатии при исследовании теста мотильности  (прослушивание для оценки состояния пациента) необходимо войти в измененное состояние сознание (состояние медитации), для того, чтобы, пользуясь выражением В.Б. Копытникова, не произошло такого, что «чаще пульсы придумывают, но не читают», или, говоря словами Ж.-П.Барраля, «новички… тестируют проекцию собственной мотильности или плод собственного воображения».

    gallery/rucenter61108-image-15042531-a2ed-4a3c-a627-d90002a9a178

     Д.М.Табеева (2006) в книге «Руководство по иглорефлексотерапии: учебное пособие» пишет: «… следует особо отметить, что использование вышеизложенных [Д.М.Табеева детально анализирует следующие методы электропунктурной диагностики: метод Фолля, метод Накатани, стандартный вегетативный тест ЦИТО, метод оценки функционального состояния точек акупунктуры по ассиметрии их электропроводности и др.] электропунктометрических методов исследования не исключает значимости пульсовой диагностики. Как для древней, так и для современной медицины роль пульсовой диагностики в чжэнь-цзю является основополагающей… Поэтому врачам-специалистам следует быть в курсе современных разработок по объективизации характеристик пульса по компьютерной обработки данных – компьютерной пульсометрии» (с.531). Автор «Руководства по иглорефлексотерапии» особо подчеркивает, что «с помощью этого метода диагностики удается не только визуализировать и документировать состояние функциональных систем организма пациента, но и в терапевтических целях осуществлять оптимальный выбор меридианов и точек воздействия на них, контролировать успешность лечения различного вида боли, тех или иных функциональных нарушений, наблюдая за динамикой пульсограмм» (с.534).

    Мы же начиная с 2003 г. рекомендуем отечественным врачам-рефлексотерапевтам использовать в качестве «инструмента» объективизации результатов пульсовой диагностики методы (мануальное мышечное тестирование, терапевтическая локализация, провокация) прикладной кинезиологии, которая, согласно литературным и нашим данным может оказать действенную помощь практическому врачу при исследовании пульса в зоне цунь-коу. Описание алгоритма исследования пульса в зоне цунь-коу мы даем по работам, которые, на наш взгляд, излагают его наиболее полно и последовательно. Это работы В.Г.Вогралика и Э.С.Вязьменского (1961) «Очерки  китайской медицины», А.М.Овечкина (1991) «Основы чжэнь-цзю терапии», Х.Упура и В.Г.Начатого (1992) «Секреты китайской медицины: Очерки», Г.Лувсана (2000) «Традиционные и современные аспекты восточной медицины», В.Н.Леника (2000) «Руководство по Восточной пульсовой диагностике», Чэн Син-сюань (2002) «Изложение высшей сущности профессионального понимания древнекитайской медицины», О.К.Наджимова (2004) «Пульсовая диагностка (Восток – Запад). Руководство по диагностике и лечению», Ж.Сулье де Морана (2005) «Китайская акупунктура. Классифицированная и уточненная традиция», К.Шнорренбергера (2007) «Учебник китайской медицины для западных врачей».

    Больные, обращающиеся к врачам, владеющим методом прикладной кинезиологии, бывают просто поражены тем, как доктор, используя мануально мышечное тестирование (ММТ), определяет время начала заболевания, время начала приема и длительность приема лекарств, время воздействия на ТА и необходимую длительность процедуры и т.д. Методика ММТ была разработана в США (Дж.Гудхарт, 1964) и введена в практику отечественной медицины относительно недавно. Начало ее введения относится к 90-м годам, и происходило оно под руководством яркого представителя ортодоксальной медицины профессора-невролога И.Р.Шмидт. В России уже подготовлено более 2500 специалистов, владеющих ММТ в рамках прикладной кинезиологии и основная роль в этом принадлежит д.м.н., профессору Л.Ф.Васильевой,  заведующей кафедрой прикладной кинезиологии Российской академии медико-социальной реабилитации, директору Академии медицинской кинезиологии и мануальной терапии.

    Прикладная кинезиология изучает функциональные взаимосвязи организма, представленные структурными, химическими и психическими составляющими, повреждение которых отражается на изменении тонуса конкретных скелетных мышц. Диагностика этого нарушения методом мышечного тестирования с учетом особенностей, принятых ПКЗ, дает возможность выявить патологию на уровне той или иной функциональной взаимосвязи. Именно прикладная кинезиология, использующая силу мышцы как реальный маркер наличия биологической обратной связи с организмом, взяла за основу положения древневосточной медицины, согласно которым «...истинный секрет знания пульсов на протяжении тысяч лет с глубокой древности заключался в знании поверхностных (фу) и глубоких (цзан) пульсов». (Чэнь Син-сюань, 1829). Это, в свою очередь, позволило не только выявить «новые точки» пульса для чудесных меридианов (ЧМ), но и способствовало реальной возможности избежать трудностей передачи оценок характеристики пульса, которые до внедрения прикладной кинезиологии в пульсовую диагностику (то есть при традиционной пульсовой диагностике) передавались в системе «учитель – ученик» и полностью зависели от индивидуального восприятия и личного опыта врача. 

    Чэнь Син-сюань в книге (1829) «Изложение высшей сущности профессионального понимания древнекитайской медицины» пишет: «Пульсы субстанций инь и ян распределяются попарно и, таким образом, существует пять групп пульсов. Глубина пульсов (фу или чэнь) говорит о физическом состоянии каналов-пульсов (май). Сила–слабость пульсов говорит о силе волны пульса. Скользящие и шероховатые пульсы свидетельствуют о дыхании-ци пульса. Подвижные – дун –  и натянутые как струна – сян пульсы говорят о телесной форме канала-пульса. А учащенность или замедленность свидетельствует о периодичности пульса ритму дыхания» (с.238–239).

    В 2006 г. в работе «Чжэнь-цзю терапия с основами прикладной кинезиологии» мною было отмечено,  что именно исследование мышечного тонуса,  т.е. «специфического непроизвольного напряжения мышц» (Бадалян Л.О., 2001), проприорецепция от которых берет на себя «ведущую роль в системе рефлекторной трофики всего организма, обеспечивая постоянный и достаточный уровень трофики всех органов и систем» (Могендович М.Р., 1966), является объединяющим фактором для таких медицинских дисциплин, как клиническая неврология, мануальная терапия, остеопатия, прикладнпя кинезиология и чжэнь-цзю терапия, основу которой составляет «клиническая диагностика балансированного состояния активности энергии в канально-меридианальной системе» (Шмидт И.Р., 2002). В то же время методы оценки мышечного тонуса, то есть «своебразного рефлекса на растяжение» (Бадалян Л.О., 2001), в указанных методах  лечения различны. «Каждый канальный (меридианальный) дисбаланс – это связующее звено между мышечным тонусом и всеми остальными субстанциями (механической, химической, эмоциональной) тела человека» (Шмидт И.Р., 2002), составляющими «триаду здоровья».

    Концепция «триады здоровья», выдвинутая еще в 1910 году D.D.Palmer, отражает целостный подход к человеку, организм которого может быть представлен в виде равностороннего треугольника, стороны которого представляют структурную, химическую и психическую составляющие. Значимость каждой из них в сохранении гомеостаза равновелика. Если в системе взаимодействия этих трех составляющих имеется нормальный баланс, то человек здоров, но если хотя бы в одной из составляющих имеется любая патология или дисфункция, возникает дисбаланс во всей системе, что требует диагностики и коррекции всех трех составляющих» (Шмидт И.Р., 2002; Walter D.S., 1992). 

    Обложка журнала «Прикладная кинезиология» №1. М; 2002

    gallery/rucenter61108-image-9aaf2483-b6cd-408f-b5ce-87dbb37cfd22

    Дэвид С. Вальтер в книге «Прикладная кинезиология» сообщает: «В ПК акцент при осмотре делается на все три стороны триады здоровья и терапевтическое усилие направляется на основную причину проблемы… Обследование методами прикладной кинезиологии помогает определить основную причину проблем здоровья. Структурный фактор легко оценивается в статике и динамике тела. Нейромышечная реакция тела на химические вещества помогает оценить эффект питания и вред химических веществ. Проникнуть в эмоциональное состояние пациента можно при оценке нервной системы, используя мануальное мышечное тестирование. Психические состояния могут иногда быть улучшены при помощи питания и структурных коррекций, определённых при мануальном мышечном тестировании (с.21). 

    В 2004 г. я предложил усовершенствовать символическое представление компонентов здоровья человека, изобразив их в виде пирамиды («пирамиды здоровья»), в основание которой ложится канально-меридианная (энергетическая) система, а остальные субстанции представлены гранями этой пирамиды. В 2016 г. Г.М.Крутов предлагает свой вариант представления энергетической составляющей здоровья как равноправной с остальными субстанциями, при этом все компоненты образуют квадрат («квадрат здоровья»). 

    gallery/rucenter61108-image-d18b5086-3ed9-4101-b3d8-950234be0395
    gallery/11_Kvadrat_zdorov_a-5205

    В 2011 году в работе «Китайская хронопунктура с позиций прикладной кинезиологии (теория и практика). Часть II. Практические аспекты» мы (Ахтямов И.Ш., Пальцева И.С.) упоминали о том, что уже в публикациях XIX в. приводились данные о том, что состояние мышц и фасций является показателем состояния организма в целом. Так, за 134 года до открытия Д. Гудхартом мануального мышечного тестирования, Чэнь Син-сюань (1829), после обобщения материала более чем 300 древних источников, приходит к выводу, который приведен им в книге «Изложение высшей сущности профессионального понимания древнекитайской медицины», в разделе «Функции мышц и плоти»: «...показателем состояния организма являются мышцы» (с.196). Напомню, что великий русский физиолог и психолог И.М.Сеченов спустя 34 года написал знаменитую книгу «Рефлексы головного мозга», а наиболее часто цитируемые слова в ней следующие: «Все внешние проявления мозговой деятельности действительно могут быть сведены на мышечное движение» (с.29). Выдающуюся заслугу И.М.Сеченова по достоинству оценил А.Л.Чижевский (1887–1964) в работе «Космический пульс жизни. Земля в объятиях солнца. Гелиотараксия» (1930):  Приведение бесконечной сложности психических явлений к одному знаменателю [мышечное движение]–это гениальное упрощение предмета – истинная заслуга Сеченова» (с.625).

    И.М.Сеченов (1863) уже в работе «Рефлексы головного мозга: Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы» объяснил физиологическую основу того, что позднее (Дж.Гудхарт, 1964) получило название мануального мышечного тестирования: «в мысли есть начало рефлекса, продолжение его, и только нет по-видимому конца – движения. Мысль есть первые две трети психического рефлекса» (с.97). Слова из более поздней работы И.М.Сеченова (1878) «Элементы мысли», где он пишет «о способности двигательных реакций служить соединительным звеном между смежными впечатлениями», еще раз свидетельствуют в пользу высказанного нами ранее соображения, что физиологическая основа мышечного тестирования в свое время была изложена великим русским физиологом и психологом.

    Суть прикладной кинезиологии (ПК) изложена профессором Л.Ф.Васильевой (2010) в статье «Прикладная кинезиология как синтез классической и традиционной медицины»: как часть традиционной медицины, ПК (так же, как и мануальная терапия, иглорефлексотерапия, гомеопатия) подходит к пониманию организма как системы функциональных взаимосвязей, а к заболеванию – как к дезадаптации организма к внешим и внутренним факторам. Автор пишет, что если специалист классической медицины может обойтись знаниями в своей узкой специальности, то для врача-кинезиолога это не реально. Ему необходимо быть и рефлексотерапевтом, и гомеопатом, и мануальным терапевтом, но самое главное – кинезиологом, ибо только кинезиология собирает все взаимовлияния в единое целое и обладает биологической обратной связью с организмом пациента, подтверждая для себя и пациента правильность выбранного пути. Профессор Л.Ф.Васильева приходит к выводу: ПК – не усредненный, а индивидуальный подход к нервной системе, а врач ПК– это функциональный невролог, оценивающий адаптационные резервы всей нервной системы и использующий интегративный подход для восстановления и увеличения резервов нервной системы. Профессор Л.Ф.Васильева (2004) в работе «Гипотония мышцы, мышечный дисбаланс и боль» подчёркивает, что в мануальной терапии существуют два способа оценки мышечной силы: 1) количественный способ – этот способ основан на субъективной оценке сопротивления оказываемого врачу без анализа вида сокращения мышцы (изометрическое, концентрическое, эксцентрическое). Описано 5 степеней снижения мышечной силы (проф. V.Janda); 2) качественный анализ мышечного сокращения, с учетом наличия 2 фаз (фазическая, тоническая), их формирования (G.Goodheart, 1964) оно проводится в 3 этапа (с.11).

    Привожу таблицу, иллюстрирующую этапы мануального мышечного тестирования [Васильева Л.Ф.,2002, 2004, 2007,2013; Ахтямов И.Ш., Гойденко В.С., Васильева Л.Ф., 2006; Ахтямов И.Ш., Крутов Г.М., 2016].

    gallery/tab.etapy_mys.testirovania-8162

    При рассмотрении этапов и правил мышечного тестирования следует обратить внимание на выражение «рука врача – барьер для движения». И.Р.Шмидт (2002) в работе «Основы прикладной кинезиологии» пишет, что для того, чтобы тестирование не превратилось «в силовую борьбу между врачом и пациентом», пациент должен насколько возможно сильно напрячь мышцу и толкать руку против усилия врача (в направлении тестового движения) в течение 1–2 с» (с.10). Лишь после этого возможно осуществление врачом кратковременного растяжения мышцы больного. В этом и состоит качественный анализ мышечного сокращения, упомянутый выше и впервые предложенный Г.Гудхартом. В его основе, как мне представляется, лежит так называемый «механизм «СТОП», описанный Г.Гурджиевым в работе  «Взгляды из реального мира. Встреча с замечательными людьми» и развитый Р.Ошо в его системе Динамической медитации. В свое время Ошо писал, что гипноз – это остановка («СТОП») движения глаз. Известны «танцы» учеников Гурджиева (проиллюстрировавшие его «четвертый путь»), которые заканчивались вхождением в состояние медитации при выполнении внезапной остановки движения тела (также по механизму «СТОП»). Так называемый «механизм «СТОП» хорошо укладывается в описание И.М.Сеченовым способности человека путем рефлексов задерживать движения: «...человек, путем часто повторяющихся ассоциированных рефлексов, выучивается группировать свои движения, он приобретает (тем же путем рефлексов) и способность задерживать их» (с.97)

    Дэвид С.Вальтер (1992) в книге «Прикладная кинезиология» пишет: «Понимание языка тела, системы меридианов улучшает способность человека понимать, какая дисфункция вызывает симптоматику, даже если не диагностирован никакой патологический процесс. Врач, не знающий о системе меридианов, пропускает многое из телесного языка, который дает ключи к пониманию многих проблем со здоровьем. Прикладная кинезиология (ПК) дополняет способность понимать язык тела своими методами. Меридианную терапию в прикладную кинезиологию Гудхарт ввел еще в 1966 году... Между меридианной терапией и хиропрактикой вообще много параллелей. Хиропрактики влияли на уровень энергии меридианах с самого начала существования этой профессии, то есть  с 1895 года… Мы найдем много способов влияния на систему меридианов, при помощи хиропрактических манипуляций с позвоночником и конечностями. Многие из рефлекторных точек,  используемых в разных техниках хиропрактики, совпадают с точками акупунктуры… Система меридианов является пятым из пяти факторов МПО. Гудхарт обнаружил, что мышцы, показывающие при тесте слабость, иногда связаны с дисбалансом энергии в системе меридианов. Связь «меридиан–мышца» очень близка ранее обнаруженной ассоциации «мышца–орган/железа»  (c.253–254).

    gallery/rucenter61108-image-0924037b-3ff9-4d28-8d44-a73d3729e7ab

    Профессор И.Р.Шмидт (1984,2002) в работе «Основы прикладной кинезиологии» пишет, что «одним из важных мест, объединяющих регуляторные процессы в канально-меридианальной системе (КМС) и центральной нервной системе, являются точки акупунктуры K(R)-27 [27 VIII] и VG 20 [20 XIII]. Точка К-27К  представляет собой не только конечную точку канала почки, но и объединяет все шу-пункты (мастер шу). Шу-пункты, как известно, расположены на задней поверхности тела на канале мочевого пузыря и топографически простираются до mm. rotatores ПДС. При структурных изменениях в области ПДС (разные виды соматических дисфункций) дуральная торзия и др.) всегда реагируют ротаторы, а с ними и шу-пункты. «В свою очередь, шу-пункты реагируют на избыточность энергии в канале, что приводит к гипертонусу ротатора и вторичному развитию сублюксации в соответствующем ПДС. К-27 реагирует на дисбаланс в любом канале, т.е. на дисбаланс с избыточностью, который проявляется мышечной гиперактивностыо, а терапевтическая локализация (ТЛ) с точки К-27 играет роль выключателя и мышца слабеет. Если же мышца нормальна, то стимуляция К-27 ее силы не меняет» (с.10). Иначе говоря, стимуляция (терапевтическая локализация) точки 27 VIII шу-фу является «универсальным и быстрым методом диагностики гиперактивности мышц (нормотоническая мышца при этом остается сильной, а гиперреактивная слабеет)» (с.11). Важным шагом вперед в совместном использовании методов чжэнь-цзю и кинезиологии стала находка доктора Г.М.Крутова, который пишет: «...игла, поставленная в эту точку, автоматически переключает активность тела на химические процессы. Как бы и чем бы мы не лечили, пациента – руками, иглами – мы будем лечить химию тела, мы будем лечить и корректировать химические процессы. Любую биохимическую цепочку можно изменить, поставив иглу в R27».

    Древнекитайские медики имели представление о терапевтической локализации, которая выполнялась при проведении ими пульсовой диагностики в практике чжэнь-цзю, включающей также цигун. Так, Пол Хаугэм (2007) в книге «Человек – тело, разум, дух...» пишет: «Доктор Гудхарт сопоставил мышечную слабость с широким спектром причин того или иного заболевания. В результате он разработал диагностическую систему, основанную на тестировании мышц, в которой вопросы задаются непосредственно телу... То, что сегодня мы называем кинезиологией, представляет собой своего рода «лозоискательство»... Существует немало школ, практикующих это направление. Более поздние методики кинезиологии определяют направление движения интересуемой энергии пальцами рук. Этот метод особенно успешен при исследовании аллергии на пищевые продукты… Основные навыки кинезиологии присущи и другим традициям. Например, некоторым мастерам Цигуна достаточно указать пальцем на продукт, чтобы определить его соответствие их потребностям на данный момент» (с.50).

    Д. Лиф (2013) в книге «Прикладная кинезиология: руководство в таблицах», том 1, пишет, что «классическая меридианная медицина включает  4 базовые метода лечения: 1. Стимуляция меридианных точек для уравновешивания распределения энергии в организме. 2. Изменение питания, а также применение трав. 3. Манипуляции на позвоночнике. 4. Психотерапия посредством медитации и интроспективного анализа...» (с.40). Д.Лиф – один из немногих из авторов, кто воспроизводит ряд «методов иглоукалывания в Поднебесной, изложенных в Трактате Су-вэнь (с.101)». К сожалению, он не рассматривает «пятый метод», который «заключается в умении определять состояние внутренних органов-цзан и фу, крови и дыхания-ци. И, в отличие от древних, которые на первое место ставили «метод упорядочивания духа-шэнь», он не акцентирует на нем внимания, хотя отмечает роль эмоциональных сдвигов, которые предлагает лечить методом «психотерапии посредством медитации».

    Из литературы известны несколько вариантов применения мышечного тестирования в акупунктуре: тест Акабане (термоалгический тест) вызывает сокращение мышц-сгибателей (активация защитного сгибательного рефлекса в ответ на болевой раздражитель); «двупальцевой О-кольцевой тест OMURA» – дозированная прессура на сочувственные точки вызывает ослабление изометрического сокращения мышц-сгибателей кисти. Акупунктура основана на принципах рефлекторной деятельности нервной системы, что, в свою очередь, свидетельствует о целесообразности оценки ее лечебного эффекта с позиций контроля функционального состояния нервной системы. Основным критерием состояния нервной системы является скорость процесса возбуждения. Поэтому, если ввести мышцу в состояние изометрического напряжения и произвести ее растяжение, то в норме мышца должна активировать стрэч-рефлекс и ответить сокращением. Если процессы возбуждения в нервной системы заторможены, то мышца в ответ на растяжение не реагирует сокращением. Этот механизм лежит в основе дополнительного мануального (т.е. не аппаратного) способа контроля результатов пульсовой диагностики. Ниже приводим алгоритм пульсовой диагностики, адаптированный методом прикладной кинезиологии в зоне цунь-коу.  

    К сожалению, в прикладной кинезиологии предложено изучение пульса только в зоне цунь-коу, где преимущественно исследуются пульсы каналов (меридианов), а не «состояние пяти внутренних органов» о чём изложено в древнем Трактате (см. цит. в начале раздела).

    Большинство авторов, пишущих на тему иглорефлексотерапии (чжэнь-цзю), не рассматривают органы с позиции медиков Древнего Китая (о чем мы уже писали в работах (Ахтямов И.Ш., Пальцева И.С., 2009, 2011), согласно которой «каналы являются [лишь] большими меридианами 5 органов-цзан и 6 органов-фу». Поэтому в работе (Ахтямов И.Ш., Пальцева И.С.,2011) мы мобилизовали внимание читателей, задав не очень сложный вопрос: что будет, если Ваши знания на эту тему ограничены уровнем «философских основ» и у Вас нет какой-либо информации для практического применения? Там же был приведен очень простой ответ, который взят из работы Чэнь Син-сюаня (1829), где он рассуждает по поводу «механизмов работы и взаимосвязей» органов цзан-фу… Если лечишь заболевание и не понимаешь механизмов работы и взаимосвязей внутренних органов цзан и фу с продольными и поперечными каналами цзин-ло, тогда и суждения, и действия твои будут ошибочными («И-мэнь фалюй» или «Законы медицинской науки»)» (с.215).  Работая над книгой «Модернизированная китайская пульсовая диагностика под кинезиологическим контролем», я заново осмыслил слова Чэнь Син-сюаня, которые помогли мне уяснить общую ошибку западных исследователей китайской традиционной медицины, считающих органы цзан-фу простым атрибутом  каналов и принизивших роль органов в процессе циркуляции жидкостей в организме.

    Предложенное мною объяснение физиологической основы разделения древними медиками единого потока жидкостей оргазма («цзинь-е, сюэ, ци») по двум путям распределения, а именно: «жун (ин-ци) и вэй (вэй-ци)» позволило нам эффективно использовать знания по пульсовой диагностике. В нашей практике мы используем модернизированную китайскую пульсовую диагностику, осуществляемую под контролем методов прикладной кинезиологии (мануальное мышечное тестирование, терапевтическая локализация и провокация), то есть проводим

    пульсокинезиологический контроль или пульсокинезиометрию. При пульсокинезиометрии мы комбинируем асаны и мудры, оценивая при этом взаиморасположение «областей и разделов» тела пациента в пространстве в соответствии  древней триады «небо-человек-земля» (Ахтямов И.Ш., Крутов Г.М., 2016). 

    gallery/rucenter61108-image-3d576adf-d6b2-47b1-b138-9e09e0202226
    gallery/rucenter61108-image-85f56f90-4f67-4a59-a501-7b18c91031fd

    В Трактате «Ось духа» написано: «На пять органов-цзан есть шесть органов-фу. Шесть органов-фу имеют 12 истоков и исходят из четырех застав.  Четыре заставы управляют лечением пяти органов-цзан. На пять органов-цзан есть болезни, которые нужно лечить через 12 истоков. 12 истоков – это то, через что пять органов-цзан принимают вкусы и энергии 365 сочленений. Если есть болезнь пяти органов-цзан, то она должна выходить через 12 истоков. Для каждого истока есть свое место выхода. Если понимаешь эти истоки, то видишь, с чем они соотносятся, и знаешь, в чем повреждение пяти органов-цзан (с.26). Отмечу, что точки «12 истоков [которые] исходят из четырех застав», не соответствуют точкам-источникам  (юань) 12 основных каналов. Это является ярким свидетельством того, что воздействие на уровне органов цзан-фу отличается от воздействия на уровне каналов (цзин-ло) и, в свою очередь, объясняется тем, что «расположению органов цзан и фу соответствует внутренее [инь], а расположению сосудов цзин и ло соответствует внешнее [ян]» ([с.76).

    Покажем, как с помощью пульсокинезиометрии, используя древние знания о  5 органах цзан и их 12 «истоках», можно быстро диагностировать нарушение циркуляции дыхания-ци и сюэ. 

     Приведенный метод пульсокинезиометрии нарушения циркуляции дыхания-ци и сюэ органов цзан, в отличие от остеопатической диагностики мотильности внутренних органов, описанной А.Кройбером, является не менее информативным, но более быстрым. (см. подробнее в книге Ахтямова И.Ш., Крутов Г.М., 2016, «Модернизированная китайская пульсовая диагностика под кинезиологическим контролем»).

    Ахтямов И.Ш. об учителях, о врачебных специальностях, о книгах и аспектах хронопульсокинезиометрии.

    Врач невролог (стаж 46 лет), рефлексотерапевт (43 года), мануальный терапевт (30 лет), специалист прикладной кинезиологии (16 лет), рассказывает об учителях, говоря о врачебных специальностях неврологического профиля, оценивает их с позиции инь-ян воздействия, анализирует работы ряда авторов и демонстрирует некоторые практические аспекты хронопульсокинезиометрии.  

    МОИ УЧИТЕЛЯ

    Я, Ахтямов И.Ш. в 1972-73 гг. прошел интернатуру по невропатологии под руководством профессора Н.А. Борисовой на базе РКБ г. Уфы. В 1975 году в Казанском ГИДУВе (сейчас КГМА) я прошел цикл усовершенствования по невропатологии с основами иглотерапии, и моими первыми учителями по акупунктуре были  профессор Д.М.Табеева и ассистент Л.С.Рыбакова. В 1987 году на кафедре рефлексологии и мануальной терапии ЦОЛИУВ (сейчас РМАНПО), возглавляемой профессором В.С.Гойденко, я прошел первичную специализацию по мануальной терапии. «Ставил» мне руки профессор А.Б.Ситель (в то время молодой, перспективный ассистент, курирующий на кафедре мануальную рефлексотерапию) и с тех пор совместное применение как рефлексотерапии, так и мануальной терапии (сейчас это отдельные врачебные специальности) стало залогом успеха в моей лечебной практике как врача-невролога. 2002 год стал поворотным в моей врачебной практике – я прошел базовый цикл обучения на тему «Мануальная терапия с основами прикладной кинезиологии» у профессора Л.Ф.Васильевой, которая вела курс неврологии и традиционной медицины на кафедре неврологии и нейрохирургии ФУВ.

    © 2017 Все права защищены

    Your Email: