hronopulsokineziometriya.ru 22.12.2018, 17:10

Энергетика йоги

Нами (Ахтямов И.Ш., Пальцева И.С., 2011) в книге «Китайская хронопунктура с позиций прикладной кинезиологии. (Теория и практика). Часть II. Практические аспекты» утверждалось: «Не вызывает сомнения, что позиция Запада в теоретических аспектах по вопросу психосоматического (энергетического) лечения усиливается после принятия позиции Востока и что сейчас нам предстоит самое трудное – достичь практических результатов. Несомненно, в этом могут помочь известные медитативные техники, предложенные йогой (в частности, знаменитая динамическая медитация Ошо), и методы чжэнь-цзю (ци-гун – гимнастика «пяти животных» в трактовке Вон Кью Кита)».

Именно правильное сочетание «телесных упражнений» и специального дыхания (включающего определенные паттерны ритма и глубины дыхания)

превращает физкультуру в йоге и в ци-гун в процесс медитации («транса»), т.е. способствует вхождению ЦНС в измененное состояние сознания (ИСС). Вхождение в ИСС происходит в состоянии гипноза (и самогипноза) при применении психоделиков (мескалин, ЛСД), холотропного дыхания (по С.Грофу), медитации (йога, ци-гун) и чжэнь-цзю, если во время сеанса добиться подхода «истинной чжун-цзи» (Фалев А.И., 1999) или, по-другому, получить

«вызванный поток ци» (Вон-Кью-Кит, 1993). Вхождение в ИСС сопровождается изменением паттернов дыхания и движения, причем последние дают возможность отдифференцировать гипноз от медитации. Впервые на то, что ИСС (опьянение, снохождение) сопровождается определенным паттерном движения, обратил внимание И.М.Сеченов (1866), чья великолепная работа «Рефлексы головного мозга» состоит из двух глав – «Невольные движения» и «Произвольные движения». В этой работе он также дал физиологическое обоснование факта взаимосвязи дыхания и непроизвольных движений, что впоследствии применял в клинической практике В.Райх и что лежит в основе входа в состояние медитации (А.Лоуэн, Ошо, С.Гроф, Вон Кью-Кит и др.). О том, что определенные уровни сознания сопровождаются определенным паттерном движения, писали В.М.Бехтерев (1918) и Н.П.Бехтерева (1980) и, наконец, этот факт стал очевидным после работ по сомнологии (Вейн А.М., 1974,1979; Демин Н.Н., Коган А.В., Моисеева Н.И, 1978; Ковров Г.В., Вейн А.М., 2004 и др.), с выделением фаз медленного сна и сна со сновидениями. Следует сказать, что двое ученых, кроме трех общеизвестных состояний сознания: бодрствование, глубокий сон, сон со сновидениями, – выделили четвертое: П.Успенский назвал его «турия», или состояние просветления», а Ошо – «турия», или состояние медитации».

Специалист в области акупунктуры и энергетической медицины Арни Ладе (2005) в книге «Энергетическое лечение. Управление силой жизни» пишет:

«Я же нисколько не сомневаюсь в том, что энергия1 является тем самым фактором, который объединяет разум, тело и дух... Основополагающая философия настоящей работы напрямую связана с древними учениями Азии (это в первую очередь даосизм, йога и тантра), а также с соответствующими им целительными методиками китайской медицины и аюрведы. При изучении особенностей конституции человека в рамках этих традиций, как и прежде, главная роль отводится прежде всего энергии» (с.13–14). Автор напоминает: «Большинство традиций утверждают, что жизненная сила, или энергия, берет начало в самом сердце внутренней территории. Представители разных культур называли ее по-разному: лунг (тибетцы), ка (египтяне), прана (индусы), барака (суфии), минго (африканцы), мана (полинезийцы), чи (китайцы), ки (японцы), пневма (древние греки), лил (индейцы племени майя) и так далее. Все эти народы почитают и боготворят внутреннюю энергию: она считается священной силой, так как без нее тело и разум не могут существовать, а дух не может проявлять себя в границах человеческой формы» (с.20).

1 В цитируемых работах современных авторов ведется речь о специфической «тонкой энергии», представление о которой не совпадает с физическим понятием энергии как единой меры различных форм движения и взаимодействия материи.

Вон Кью Кит2 (2005) в знаменитой книге «Китайская медицина: полное руководство: Комплексный подход к физическому, эмоциональному и психическому здоровью» пишет: «Нам нужно быть очень осторожными, если мы снисходительно будем рассматривать древних китайцев, египтян, жителей Месопотамии, индусов, греков или римлян как суеверных людей с предрассудками, потому что мы рискуем сами оказаться невежественными, поскольку последние открытия в физике, психологии и в других науках предполагают, что обращение к Богу и другие виды метафизической практики древних на самом деле были средством подключения к более глубоким уровням интуитивных знаний» (с.42).

Более 60 лет назад патриарх европейской акупунктуры Сулье де Моран (1957), автор «Китайской акупунктуры», указав «наиболее общие условия сохранения энергии: воздух, продукты питания и напитки, психологические условия, ритмы небесных светил, атмосферные влияния» (с.343), написал, что «…кровь и энергия, которую она распределяет, транспортируются по всему телу, вплоть до клеток, через кровеносную сеть» (с.455). По его убеждению, «хороший врач должен прежде всего поднять и отрегулировать энергию больного», при этом «...акупунктура воздействует только соразмерно с жизненной энергией больного... Чем больше больной истощен, чем больше в нем отсутствуют резервы жизненной энергии, тем менее четок и продолжителен эффект. Следовательно, от акупунктуры надо требовать возбуждения функций ассимиляции, тонизирования крови и энергии, прежде чем надеяться на благоприятную реакцию, т.е. облегчение и активирование циркуляции энергии, равновесие инь и ян» (с.4).

Более 50 лет назад Люсьен Феррер (1964) в книге «Энергетика йоги» писал, что в соответствии с однозначным утверждением йогинов, а именно:

«Потенциально кровообращение можно отождествить с циркуляцией энергии в организме», – мы можем сделать вывод о том, что Анахата-Чакра должна оказывать регулирующее воздействие на циркуляцию энергии» (с.33). Он особо подчеркнул следующее: «Поскольку цикл циркуляции энергии через органы является непрерывным, легко понять, что небольшого нарушения в меридиане или самом органе достаточно для того, чтобы изменилась вся циркуляция в целом. Если воздействие на меридианы способно упорядочить ток энергии, то контроль над средами органов позволяет «снять» нарушения, констатируемые в ходе циркуляции энергии» (с.43).

Вон Кью Кит (2005) в книге «Китайская медицина: полное руководство: Комплексный подход к физическому, эмоциональному и психическому здоровью» пишет, что «Энергия – это самый важный аспект в китайской медицине. В современном китайском языке энергия называется ци. Не будет преувеличением сказать, что все вопросы в китайской медицине – в физиологии, психологии, патологии, фармакологии, диагностике, а также в терапии – включают ци, или энергию. Действительно, китайская медицина призвана обеспечить гармоничный поток энергии – от уровня клетки и ткани через уровни органов и систем до экологического и космического уровней» (с.126). Он пишет: «Меридианы – это линии энергетического потока внутри нашего тела. В китайском языке меридианы называются май,так же, как и кровеносные сосуды. (с.133). Он утверждает, что в каноне «Хуанди Нэй-Цзин», написанном в период династии Чжоу (1027-256 гг. до н.э.) есть «описание кровотока в человеческом организме как замкнутой системы кровообращения. Это открытие было сделано, по крайней мере, за 2500 лет до Уильяма Гарвея3. В «Каноне о внутренней медицине» оно описано более точно: как два разных типа крови – темная кровь инь и яркая кровь ян. Китайская медицина превосходит западную ещё и в том, что уже тогда была показана роль нервной системы возникновения болезни и выражена необходимость соблюдения равновесия между инь и ян» (с.46-47).

Вон Кью Кит (2005) подчеркивает, что акупунктура и ци-гун – это две части единой китайской медицины: «акупунктура – это лишь один из разделов китайской медицины. Другой раздел, который только начинает выходить из-за некогда закрытого «бамбукового занавеса» и из которого Запад извлечет огромную пользу, ци-гун – древняя эзотерическая система, доказавшая свою эффективность при лечении дегенеративных заболеваний» (с.67–68). Обращаем ваше внимание на следующий важный момент. Если патриарх «европейской» акупунктуры Сулье де Моран (1957) говорит о том, что «специальные упражнения» (тайцзи цюань, ци-гун) помогут лишь «в легких случаях», то Вон Кью Кит (2005) настаивает, что ци-гун эффективен и «при лечении дегенеративных заболеваний».

2 «Сифу» (учитель) Вон Кью Кит изучал и преподавал искусства легендарного китайского монастыря Шаолинь в течение 30 лет, воспитав за этот периодболее 8000 учеников из разных стран. Он известен как преемник в четвертом поколении наследия досточтимого монаха Цзян Нанаиз монастыря Шаолинь и как великий мастер Шаолиньского института Ванам по изучению искусства кунг-фу и цигун» (цит. с форзаца книги Вон Кью Кита «Китайская медицина: полное руководство…».

 3 Уильям Гарвей (1578–1657) опубликовал свой труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» в 1628 г. (с.27).

Международный преподаватель йоги американского Йога Альянса, автор книг и статей на тему йоги и духовности Нина Мел (2016) во ВСТУПЛЕНИИ своей книги жалуется, что не нашла «…ни одной книги, в которой бы простым и понятным языком объяснялся энергетический аспект практики йоги» (с.15).  А у меня встречный вопрос: почему она не обратилась к известным на Западе книгам Люсьена Феррера (1994) и Доны Холлеман, Орит Сен-Гупта (2000), в которых «энергетика йоги» доступно и досконально описана. Кстати, в 2014 году, т.е. за два года до выхода 3-го издания книги Н. Мел, вышла книга Р.С. Минвалеева, который с 1994 года изучает физиологические аспекты избранных асан хатха-йоги в строгих рамках доказательной медицины. На сегодняшний день проф. Р.С. Минвалеев имеет международное признание как автор, внёсший весомый научный вклад в изучение физиологических механизмов хатха-йоги.См. официальный

сайт Р.С. Минвалеева –www.tapasyoga.ru

Официальный сайт Р.С. Минвалеева – www.tapasyoga.ru

У меня всегда был интерес к йогатерапии с позиции «энергетики йоги», а именно так назвал свою рукопись Люсьен Феррер (1964), который «в последние месяцы своей жизни… был очень озабочен будущим Западной Академии Йоги, основанной им в 1948 году…». Эта цитата взята из Предисловия книги Люсьена Феррера «Энергетика йоги. Чакры, меридианы и акупунктурные точки», изданной в 2004 году на русском языке московским издательством «Садхана». S.Bodo, K.Macmilan (1994), опубликовавшие рукопись Люсьена Феррера и тем самым «исполнившие свой долг» и отдавшие «дань уважения Йогину Запада» пишут, что дело Феррера продолжено в Академии и«…среди школ, обучающих традиционным физическим методам Хатха-Йоги, поскольку, наряду с последними, учащиеся приобретают навык в более тонких психических методах, крайнее развитие которых подводит их непосредственно к Раджа-Йоге» (с.3).Интересно, что Дона Холлеман и Орит Сен-Гупта (2005) – авторы книги «Танец Светящегося Тела. Йога Будущего», имеющие многолетний опыт преподавания йоги европейцам, – говоря об истории «разрыва между хатха-йога (физическими упражнениями или асанами) и раджа-йога (медитацией)», подчёркивают, что этот разрыв между телом и разумом произошел «как на Западе, так и в Индии» (с.8). В своей работе они, говоря о Йоге Будущего – Танце Святящегося Тела – призывают «возродить древние принципы», утверждая при этом, что будущее йоги «заключается в слиянии хатха- и раджа-йоги в новую форму практики, где разум и тело соединяются в неразрывное целое, превышающее сумму его изначальных частей» (с.26).

Люсьен Феррер (2004) особо подчёркивал, что смысл «впечатляющих» поз Хатха-Йоги заключается «…в наложении на весь организм в целом ига телесной дисциплины, целью которой является регулировка и гармонизация кровообращения и циркуляции энергии» (с.4). Разбирая общие положения, относящиеся к метафизике Хатха-Йоги (основной целью которой является «господство над «Я») и поняв, что «небольшого нарушения в меридиане или самом органе достаточно для того, чтобы изменилась вся циркуляция в целом», он пришел к необходимости «изучения меридианов каждого органа в отдельности и установлению более подробной схемы относящихся к ним цепей» (с.43). Автор на основании этого составил «серию успокаивающих, регулирующих и тонизирующих упражнений для органа в отдельности», которые включают в себя комплекс положения тела (асаны) и пальцев рук (мудр), воздействующих на определенные точки акупунктуры.

Вон Кью Кит утверждает, что «недопонимание западными учеными китайской медицины происходит из-за того, что многие произведения китайских писателей… цитируются вне контекста или без существенной дополнительной информации» (с.128). В качестве примера привожу следующий текст: «В китайском языке кровь тоже имеет написание сюэ, но когда имеются в виду акупунктурные точки [энергетические точки, или жизненно важные точки сюэ], то слово произносится во втором тоне, а если кровь, то в четвертом; поскольку при написании обычно тон не указывается, читателям нужно обращать на это внимание» (с.133). Однако, думаю, что он вряд ли возражал бы следующим словам Западного Йогина Л.Феррера (2004): «Метафизика Хатха-Йоги является причинной базой, послужившей основой для разработки поз, предназначенных для поддержания органов в здоровом состоянии. Подтверждением этой гипотезы является факт самого серьёзного внимания, уделяемого йогинами функциональному состоянию органов. Действительно, именно Учителям йоги мы обязаны созданием науки иглоукалывания, представляющей конкретное воплощение их метафизических познаний» (с.43). Именно Вон Кью Кит (2006) в работе «Цигун и здоровье» утверждал, что древние медики вначале (в состоянии глубокой медитации) обнаружили каналы (меридианы), и только потом – точки воздействия на них (точки акупунктуры), а не наоборот.

Отмечу, что Дона Холлеман и Орит Сен-Гупта (2005) более внимательны к даосским первоисточникам: в частности, трактуя понятие вэй-у-вэй (означающее «деяние без деяния», «делать не делая»), они пишут, что «многие традиции используют именно это единство двух сторон, «деяния» и «недеяния», причем «деяние» связывают с материальным телом, а «недеяние» – с телом энергетическим (Светящимся Телом). В этом смысле йога имеет два измерения. С одной стороны, она работает с материальными костями и мышцами, а также их положением. С другой стороны, мы все же представляем собой не только кости и мышцы. Мы – создания энергетические, сотканные из Света» (с.26–27). Авторы в главе 4 «Техника выполнения асан», подчёркивая, что «материальное тело соткано из субстанции Земли, а Святящееся, энергетическое тело – из света Солнца и звезд», дают интересный для практика в области подотерапии совет, способствующий «ослаблению влияющей на организм силы тяготения» (с.62). Они утверждают, что «секрет легкости тела заключается в том, чтобы таз был выровнен не с верхними пружинящими сочленениями (голеностопными), а с нижними (таранно-пяточно-ладьевидными суставами) [поза тадасана]». Иначе говоря, правильное выполнение тадасаны способствует тому, что «сила отталкивания» «накапливается не в голеностопе и не в голенях, а в нижних пружинящих сочленениях – таранно-пяточно-ладьевидных суставах» (с.63). Подробно о том, как «двойное действие, когда физический центр тяжести подаётся вперед, а энергетический назад, сочетается с действиями пружинящих сочленений…», смотрите на стр. 62–63.

В то же время Дона Холлеман и Орит Сен-Гупта (2005) отмечают различия в индийской и китайской традициях: «Индийских йогов интересовала главным образом вертикальная линия восхождения энергии и ее главные каналы. Прежде всего они хотели поднять энергию вверх по позвоночному столбу. Совершенствуя способы подъема энергии, йоги постигли то, что западная наука открыла лишь совсем недавно: роль несимметричного дыхания через разные ноздри. Обычно у человека активна та или иная сторона. Активная сторона меняется примерно каждые полтора часа. Самое же интересное заключается в том, что, когда обе стороны активны одновременно, центральный канал позвоночника чист и разум успокаивается… Китайские йоги, в свою очередь, стремились наполнить энергией не столько мозг, сколько другие внутренние органы и конечности. Причиной был их интерес к повседневной жизни. Так, китайцы разработали ци-гун, где основное внимание уделяется лечению и распределению энергии по организму,

а также боевые искусства тай-цзи и кун-фу, где энергия используется как оружие. Эти техники позволили китайцам отточить искусство распределения

ци (праны) по необходимым участкам тела» (с.302–303).

Более 50 лет назад Йогин Запада Люсьен Феррер во ВВЕДЕНИИ своей книги предупреждал, что занятия хатха-йогой не должны ограничиваться «выполнением характерных для неё впечатляющих поз» и подчёркивал, что целью этой «науки… является регулировка и гармонизация кровообращения и циркуляции энергии» (Феррер Л., 2004, с.4). Иначе говоря, «впечатляющие позы», даже если они представлены на обложках ведущих Журналов Йоги (см. Мел Н., 2016, с.13), но не достигают поставленной Л.Феррером цели, – не являются научной гарантией лечебного эффекта йоги. Например, Нина Мел (2016), описывая лечебный эффект позы кобры (бхуджангасаны), утверждает, что эта асана «стимулирует надпочечники», «стимулирует работу адреналовых желез и тонизирует нервную систему» (с.77). Однако статическая фиксация тела Ниной Мел в позе бхуджангасаны (с.76), где демонстрируется отрыв нижней части живота от земли, а также опора на руки и сильный прогиб в пояснице,не обеспечит описанный ею эффект, взятый из средневековых руководств по хатха-йоге.

Так, Р.С. Минвалеев (2014) в своей книге «Физиологические аспекты избранных асан хатха-йоги» (с.68) отмечает: «во-первых, никакого активного участия рук при выполнении позы кобры быть не должно… Во-вторых, нельзя допускать прогиба в пояснице, поскольку влияния на почечный кровоток и эндокринную функцию надпочечников и/или половых желез найдены нами только при максимально возможном уподоблении движению кобры, когда испытуемый просто осуществляет силовой прогиб назад в грудном отделе из положения лежа без опоры на руки».

 Автор особо подчёркивает, что выполнение бхуджангасаны, где «предписывается активное участие рук и/или сильный прогиб назад в пояснице, следует признать неправильным. И те изменения концентрации стероидных гормонов, которые мы наблюдали, не будут воспроизводиться при любых иных вариантах выполнения бхуджангасаны» (с.68). И далее: «поза «кобры», или бхуджангасана, представляет собой силовой прогиб назад в грудном отделе из положения лежа без опоры на руки (см. рис. 18). Ключевое условие правильности выполнения позы – приложение мышечных усилий, направленных на прогиб грудного (анатомически слабо прогибаемого) отдела позвоночника. Далее, при продолжающихся мышечных усилиях на сохранение прогиба, в торако-люмбальном отделе позвоночника осуществляется опускание подбородка так, чтобы произошло резкое усиление ощущения давления в области спины на линии субъективного восприятия расположения почек (см. рис. 26). Существенный элемент в технике выполнения этой позы – непрерывно возрастающее напряжение мышц, участвующих в поддержании позы. Только при таком выполнении можно говорить о корректной воспроизводимости найденных гормональных изменений в ответ на выполнение позы «кобры» (бхуджангасаны)» (с.63).

А. Менегетти (2009) в 8-й главе («Биодинамика эфирного тела») своей книги «Психосоматика» пишет: «Тибетские монахи, вся религизионая иконография, эзотерическая медицина, классифицирующая эфирное «Я», свидетельства многих экстрасенсов, воспринимающих излучение живых организмов, представле,ния медиумов об астральном теле, способности некоторых людей к мануальной терапии – все это так или иначе отсылает нас к реальности эфирного поля. Науке известно множество свидетельств, которые получили признание благодаря открытию так называемого эффекта Кирлиана (1939)... В книге Биологическая сущность эффекта Кирлиана4 утверждается, что каждое человеческое существо обладает вторым телом – биоплазменным5, сотканным из энергии. Биолюминесценция, феномен свечения в высокочастотном поле Кирлиана вызваны присутствием биоплазмы, а не электрическим зарядом организма… Ссылаясь на признанные официальной наукой данные, необходимо отметить, что соответствующие акупунктуре точки совпадают с точками, видимыми в высокочастотном магнитном поле. Причем расположение этих точек опытный эксперт может определить на ощупь. В сущности, акупунктура лечит физическое тело с помощью биоплазменного (Кузьмич, Гайкин, Ван дер Молен)6. Швейцарскому ученому М.Кюрри, учитывавшему результаты вышеприведенных исследований, удалось представить диаграмму энергетического поля психической ауры здорового человека и больного. Инженер-электротехник Энрико Родригес с сотрудниками усовершенствовал устройство Кирлиана. В результате была получена эмиссия невидимого радиационного излучения, которое образовало ореол или эффект короны, или психическую ауру изучаемого тела. Было установлено, что подобное излучение присуще исключительно живым телам. Родригес утверждает, что могут быть определены психические факторы, детерминирующие интенсивность, форму и цвет короны. По мнению этого исследователя, психический мир, кроме всего прочего, – это мир энергии. В нем формируются вибрации, складывается энергетическая информация, модифицирующая нашу физическую структуру» (с.194–195).

Ошо (2011) в книге «О чакрах: Семь Центров жизненной энергии» пишет: «Второе тело, пранамайя коша, дает вам новую свободу, дополнительное пространство. Второе тело больше первого, оно не ограничено физической формой. Оно внутри физического тела и вне его. Оно окружает вас тонкой атмосферой, энергетической аурой. Сейчас в России открыли возможность фотографировать энергетическое тело. Ученые называют его биоплазмой, но это абсолютно то же самое, что прана. И люди уже могут фотографировать эту энергию, жизненную силу, elan vitalили ци, как ее называют даосы. Теперь это явление стало уже почти научным. И еще одно очень важное открытие сделали в Советской России: прежде чем заболеет ваше физическое тело, от этой же болезни начинает страдать тело энергетическое – на шесть месяцев раньше. Лишь затем заболевает тело физическое. Если вам предстоит заболеть туберкулезом, раком или чем-то еще, в энергетическом теле болезнь проявится за шесть месяцев до этого. Никакие исследования и проверки физического тела пока еще ничего не дадут, а электрическое тело уже все покажет. Сначала болезнь входит в пранамайя кошу и лишь потом распространяется на аннамайя кошу. Поэтому сейчас поговаривают о возможности лечить человека прежде, чем он заболеет. Когда это удастся, человечество сможет больше не болеть. Фотографии, сделанные по методу Кирлиана, расскажут о надвигающихся проблемах прежде, чем вы почувствуете симптомы. И заболевание можно будет предотвратить еще в пранамайя коше» (с.201).

Академик РАМН К.В.Судаков (2000) в предисловии к книге «Элементы информационной биологии и медицины» пишет: «Основная идея книги – демонстрация положения о том, что информационные отношения как внутри отдельных функциональных систем7, так и в межсистемных связях в целом организме весьма чувствительны к различным воздействиям. Они первыми нарушаются при разных, особенно при экстремальных, воздействиях на организм, например, при эмоциональных стрессах, и эффективно восстанавливаются в случае введения в организм специальных потенцированных веществ в гомеопатических дозах. Именно этот раздел медицины, имеющий отношение к первичным информационным нарушениям в организме, обозначен нами как информационная медицина8. Предметом информационной медицины является, таким образом, прежде всего практически здоровый человек, у которого под влиянием жизненных обстоятельств нарушаются только информационные процессы в организме. При отсутствии внимания к этой стадии развития заболевания, которая успешно лечится информационными средствами, она может перейти в следующую метаболическую стадию, когда уже информационная медицина становится неэффективной» (с.7).

Известный представитель ортодоксальной медицины – академик РАН В.Г.Зилов (2000) в книге «Элементы информационной биологии и медицины: Монография» писал: «Несмотря на исключительное разнообразие методов неконвенциональной терапии: акупунктура, ароматерапия, хиропрактика, фитотерапия, гомеопатия, кинезиология и т.д. – все указанные методы имеют много общего …Далее, в отличие от ортодоксальной медицины, методы которой направлены на устранение причины болезни (этиологическая терапия), подавляющее большинство приемов неконвенциональной терапии направлено «внутрь» организма, на активацию его защитных механизмов по принципу саморегуляции; именно принцип саморегуляции является ведущим при использовании неконвенциональной терапии… Наконец, в отличие от ортодоксальной медицины, ряд методов неконвенциональной терапии, например,различного вида акупунктура, гомеопатия, биоэнергетические приемы и т.д., в основе своих лечебных эффектов имеют восстановление таких показателей гомеостазиса организма, как энергия и информация9» (c.193).

Академик В.Г. Зилов (2000) в IV главе («Информационный гомеостазис. Информационная сущность традиционной медицины») книги пишет: «Важность информации для нормальной жизнедеятельности организма подтверждают многочисленные примеры дублирования рецепторного аппарата, разнообразие проекционных областей внутренних органов на коже, на радужной оболочке и т.д. Результатом этого является надежность механизмов саморегуляции, обеспечивающих гомеостазис10» (с.181). Автор подчеркивает: «…достижения современной науки позволяют предполагать, что понятие внутренней среды организма или гомеостазиса11 не может быть исключительно сведено к гомеостазису веществ. Общеизвестно, что для нормальной жизнедеятельности организма необходимо не только обмен веществ, но и обмен энергии, причем эти процессы взаимосвязаны. Любое изменение веществ в организме сопровождаются множеством различных химических, механических, термических и электрических явлений. При этом непрерывно происходит превращение энергии. Обмен веществ и превращение энергии неотделимы друг от друга. Не существует изменения вещества без превращения энергии и нет обмена энергии без обмена вещества... Согласно представлениям «вибрационной медицины»12, которые созвучны постулатам традиционной китайской медицины, поражение любого органа или части организма, помимо нарушения их функций сопровождается нарушениями и их энергетического обмена. Таким образом, на рубеже XXI века в академической медицине возникло представление о необходимости расширения понятия гомеостазиса, включив в него не только константы физико-химических показателей (хорошо известный «гомеостазис веществ»), но и постоянство уровня энергетических процессов в организме и в отдельных его частях, то есть «гомеостазиса энергии» (с.178–181).

Иллюстрацией современного подхода к медицинским знаниям древних и объяснения их методов с позиций физиологии и биохимии организма может служить, например, следующее. Мы (Ахтямов И.Ш., Пальцева И.С. (2011) в книге «Китайская хронопунктура с позиций прикладной кинезиологии. (Теория и практика. Часть II. Практические аспекты)» обсуждали 90–100-минутные циклы, обнаруженные западными специалистами при инструментальном исследовании сна и бодрствования (Вейн А.М.,1974; Дёмин Н.Н., Коган А.В., Моисеева Н.И.,1978 и др.), циклов «орального поведения» (Шапошникова В.И., Барбараш, 2003). Там же мы приводили данные о том, что древние медики могли судить о состоянии организма, наблюдая полуторачасовые ритмы, связанные с «ритмическим функционированием ноздрей», где приводили описанные выше данные из книги «Танец светящегося тела. Йога Будущего», а также данные из книги «Биоритмология и хронотерапия…» (Оранский Е.А., Царфис П.Г., 1989): «Известный интерес для клиницистов могут представить данные о поддержании гомеостаза адренэргическими и холинэргическими влияниями в ультрадианном ритме, который хорошо коррелируем с ритмическим функционированием ноздрей. Чаще левая ноздря представляет адренэргическую доминанту, а правая – холинэргическую» (с.36). Это дает возможность на практике, в режиме реального времени (т.е. здесь и сейчас) определить состояние «энергетического баланса» организма, используя методики прикладной кинезиологии, в частности, мануальное мышечное тестирование (ММТ), а также терапевтическую локализацию (ТЛ).

Суть прикладной кинезиологии (ПК) изложена проф. Л.Ф.Васильевой (2010) в статье «Прикладная кинезиология как синтез классической и традиционной медицины»: как часть традиционной медицины, ПК (так же, как и мануальная терапия, иглорефлексотерапия, гомеопатия) подходит к пониманию организма как системы функциональных взаимосвязей, а к заболеванию – как к дезадаптации организма к внешним и внутренним факторам. Проф. Л.Ф.Васильева пишет, что если специалист классической медицины может обойтись знаниями в своей узкой специальности, то для врача-кинезиолога это не реально. Ему необходимо быть и рефлексотерапевтом, и гомеопатом, и мануальным терапевтом, но самое главное – кинезиологом, ибо только кинезиология собирает все взаимовлияния в единое целое и обладает биологической обратной связью с организмом пациента, потверждая для себя и пациента правильность выбранного пути. Проф. Л.Ф.Васильева приходит к выводу: ПК – не усредненный, а индивидуальный подход к нервной системе, а врач ПК – это функциональный невролог, оценивающий адаптационные резервы всей нервной системы и использующий интегративный подход для восстановления и увеличения резервов нервной системы.

4 «Авторы: Инюшин, Грищенко, Выборов, Шуйский, Федорова, Гибадулин. Книга вышла в Алма Ате в 1968 году» (с.194).

5 Биоплазма - это... термодинамическая неравновесная система, обладающая большой степенью устойчивости в условиях пространства живого.

6 См.Ноорденбор П.К. Биокосмическая энергия. – Планета, 1974, №57, с.46–61» (с.195).

7 «Наиболее выражены информационные свойства у функциональных систем, открытых П.К.Анохиным. Функциональные системы – динамические самоорганизующиеся и саморегулирующиеся построения, все составные компоненты которых взаимодействуют и взаимосодействуют достижению полезных для организма в целом приспособительных результатов» (с.41).

8 Выделено нами.

9 Выделено нами.

 10 «Не случайны поэтому попытки современных исследователей рассматривать как разнообразные формы жизнедеятельности, так и состояние болезни человека на основе информационного принципа

(Наточин Ю.В., 1992; Симонов П.В., 1993; Судаков К.В., 1993, 1997; Bellavite P., Signorini A., 1995)» (с.181).

11 «Выражением гомеостазиса является ряд биологических констант, то есть устойчивость количественных показателей, характеризующих нормальное состояние организма. Такими постоянными по

величине показателями внутренней среды является масса крови, содержание в ней форменных элементов, температура тела, содержание в крови ионов натрия, хлора, а также белков, сахара, концентрация

водородных ионов и т.д.» (с.177).

12 «…В фокусе внимания исследователей … оказалось электромагнитное излучение в диапазоне 109–1011 Гц, получившее название тонкой (subtle) внутренней энергии. Анализ этого излучения способствовал

формированию так называемой «вибрационной медицины», рассматривающей человека «как мультипространственный организм, составленный из физико-клеточных систем в динамическом взаимодействии с комплексом регуляторных энергетических полей» (Гербер Р., 1997)» (с.180).

Профессор Л.Ф.Васильева13 (2018) в своей последней работе «Прикладная кинезиология.

Восстановление тонуса и функций скелетных мышц» дает следующее определение: «Прикладная кинезиология – наука о здоровье как системе адаптации организма к внешней среде (обмену материей, энергией, информацией), диагностика уровня резервных возможностей организма, подбор методов их восстановления и расширения. Кинезиология названа прикладной, так как жизнь – это многообразие движения (от клетки малоподвижной костной ткани до быстрой как молния нервной клетки; от малоподвижного состояния тела при медитации до многочасового марафонского бега), и знания кинезиологии могут быть приложены к анализу любого из этих движений» (с.19–20).

 В прикладной кинезиологии особое внимание уделяется вопросу подготовки пациента к адекватному выполнению мышечного тестирования. Поэтому применяются специальные тесты – методы воздействия на энергетические процессы, в числе которых так называемый «тест на «замороженность» мышцы (или «сверхоблегчение» мышцы – освобождение мышцы от ингибирующего влияния центральной нервной системы)», который проявляется отсутствием функциональной слабости мышцы при локализации на ее брюшке северного полюса магнита, а причиной «данного нарушения является в 95% случаев дисфункция чакр» (Васильева Л.Ф. и соавт., 2005; Крашенинников В.Л., 2009). Диагностической точкой «замороженности мышцы» (или «дисфункции чакр») является точка 21 IV да-бао слева, т.е. при терапевтической локализации рукой врача на левую точку 21 IV да-бао у пациента при ММТ выявляется слабость индикаторной мышцы, что свидетельствует о наличии у него общей дисфункции чакр (рестрикции в диафрагмах – своего рода «больших» поперечных ло-пунктах)».

Таким образом, прикладная кинезиология, используя мануальное мышечное тестирование (ММТ), легко определяет «дисфункцию чакральной системы», причем диагностической точкой наличия «дисфункции чакр» является левая точка 21 IV да-бао, которая, в свою очередь, была обозначена древними медиками Китая как «большой поперечный ло-пункт» («grand» ло). Именно ММТ способствует обнаружению блока в чакральной системе, переводя диагностический процесс из области «чистого чувствования», делает его наглядным, точным и статистически достоверным, и здесь мы являемся свидетелями сближения и взаимопроникновения «восточной» и «западной» науки, последняя из которых базируется на принципах научного позитивизма

[13] Научный руководитель, профессор, доктор медицинских наук, врач невролог, мануальный терапевт, иглорефлексотерапевт,

кинезиолог. Директор Академии медицинской кинезиологии и мануальной терапии, зав. кафедрой прикладной кинезиологии РАМСР, директор Межрегиональной ассоциации прикладной кинезиологии, Вице-президент Российской Ассоциации Мануальной Медицины,

координатор регионов, Ведущий эксперт Ассоциации и Института Междисциплинарной медицины.

[1] Арни Ладе. Энергетическое лечение. Управление силой жизни / Серия «Здоровье нации». – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 304 с.

Литература

[2] Ахтямов И.Ш., Пальцева И.С. Китайская хронопунктура с позиций прикладной кинезиологии (теория и практика). Часть II. Практические аспекты. – М.: ФГУ ФНКЭЦ ТМДЛ Росздрава, 2011. – 596 с.

[3] Ахтямов И.Ш., Крутов Г.М. Модернизированная китайская пульсовая диагностика под кинезиологическим контролем. - М.: Издательство «Перо», 2016. - 300 с.

[4] Васильева Л.Ф. Прикладная кинезиология. Восстановление тонуса и функций скелетных мышц / Л.Ф.Васильева. – Москва : Эксмо, 2018. – 304 с. : ил. – (Медицинский атлас).

[5] Васильева Л.Ф. Прикладная кинезиология как синтез классической и традиционной медицины. Научно-практ.жур. «Прикладная кинезиология», №14-15, М., 2010. – с.4-8.

[6] Вон Кью Кит. Китайская медицина: Полное руководство: Комплексный подход к физическому, эмоциональному и психическому здоровью / Вон Кью-Кит: Пер. с англ. Н. Григорьевой. – М: ФАИР-ПРЕСС, 2004. -624с.

[7] Вон Кью Кит. Цигун и здоровье / Пер. с англ. Захаров В.В. – СПб.: Издательство «Будущее Земли», 2006. – 240 с. : ил (Боевые искусства).

[8] Жорж Сулье де Моран. Китайская акупунктура (Том I-II-III) Классифицированная и уточненная традиция. – М.: Издательский дом «Профит Стайл», 2005. – 536с.

[9] Зилов В.Г., Судаков К.В., Эпштейн О.И. Элементы информационной биологии и медицины: Монография. – М.: МГУЛ, 2000. – 248с.: ил.

[10] Люсьен Феррер. Энергетика йоги. Чакры, меридианы, и акупунктурные точки. М., «Садхана», 2004, 120 стр.

[11] Мел Н. Энергетика йоги: Практический курс / Нина Мел. – 3-е изд. – М.: Альпина нон-фикшн, 2016. – 390 с.

[12] Менегетти А. Психосоматика / Перевод с итальянского БФ «Онтопсихология» - М.: БФ «Онтопсихология», 2009. – 352 с.

[13] Минвалеев Р.С. Физиологические аспекты избранных асан хатха-йоги. – СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2014. – 103 с.

[14] Ошо. О чакрах: Семь Центров жизненной энергии / Перев. с англ. – М.: ООО Издательство «София», 2011. -288 с.

[15] Холлеман Д., Сен-Гупта О. Танец Святящегося Тела. Йога Будущего / Пер. с англ. – К.: Ника-Центр, 2005.- 360 с.: ил.

© 2017 Все права защищены

Your Email:  

Люсьен Феррер.

Энергетика йоги. Чакры, меридианы и акупунктурные точки. М., "Садхана", 2004. - 120 с.

Холлеман Д., Сен-Гупта О.

 

Танец Светящегося Тела. Йога Будущего / Пер. с англ.- К.: Ника-Центр, 2005.- 360 с.: ил.

Минвалеев Р.С.

Физиологические аспекты избранных асан хатха-йоги. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2014. - 103 с.