hronopulsokineziometriya.ru 11.09.2018, 22:40

НАУЧНАЯ ЙОГА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

25–26 августа 2018 года в пригороде СПб прошел уникальный интенсив-семинар профессора СПбГУ Ринада Минвалеева «АНТИСТАРЕНИЕ И ИММУНИТЕТ» из цикла «ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЙОГИ». Автор семинара – к.б.н., профессор СПбГУМинвалеев Ринад Султанович является известным российским физиологом и активным популяризатором научно обоснованных оздоровительных методик. Поэтому слушатели семинара получили подробное разъяснение уникальных научных исследований физиологии йоги, с практическим применением. Главные теоретические темы семинара – «Как не болеть и как не стареть?» – сопровождались практическими занятиями, которые проводил проф. Минвалеев Р.С.

1-й день: Иммунитет, или что значит не болеть? Практическое занятие посвящено комплексу асан для повышения иммунитета. Физиология

пищеварения, или что такое здоровое питание? Практика асан и бандх для пищеварения.

2-й день начался с утренней разминки, с последующей демонстрацией Сурья-намаскар. Далее теория: Программа антистарения – торможение возрастных изменений. Эндокринная система и наша судьба. Практика в виде комплекса асан с доказанными гормональными эффектами.

Старение: как приостановить? Практика йоги по фазам луны.

Подробности на сайтах: tapasyoga.rufaraon-tv.com;  в группе ВК  «Физиология Йоги»vk.com/yogatummo

До поездки на этот семинар мои друзья спрашивали: «Почему так далеко, в Питер? Когда рядом, в Москве, естьучебный центр «Институт традиционных систем оздоровления» (АНО ДПО «ИТСО»), ректором которого является Председатель Московского йогатерапевтического общества, канд.

психологических наук, врач, сертифицированный по специальности «физиотерапия и лечебная физическая культура» Агапкин С.Н. (более подробно: 

yogatherapy.ru/yogatherapy/yoga-station.ru/yoga-station/). Известно, что доктор Сергей Николаевич Агапкин является ведущим самой рейтинговой программы о здоровье, «О самом главном», а с 2012-го года позиционируется как теледоктор №1. Он написал такие книги, как «Азбука йогатерапии», «Динамическая гимнастика для любого возраста. Йога-вьяяма: в движении – жизнь», «О самом важном для здоровья. Большая семейная энциклопедия доктора Агапкина», «1000 советов доктора Агапкина» и др.

Пришлось объяснить друзьям, что на сайте С.Н.Агапкина в разделе статьи «ЭМГ АКТИВНОСТЬ ДЕЛЬТОВИДНОЙ МЫШЦЫ В АСАНАХ» я увидел фотографию исполнения Ширшасаны (стойку на голове) с касанием ногами стены (http://yoga-station.ru/ays-t/78747.html). Однако текст, комментирующий фотографии, гласит: «…Ширшасана выполнялась в силовом варианте, без касания головой пола и фактически является пинчей маюрасоной...» К сожалению, данный текст и фотография фактически противоречат описанию, которое приводится в разделе 4.13 «Сравнительное изучение некоторых асан» известной книги «Танец Святящегося Тела. Йога Будущего» (Дона Холлемани Орит Сен-Гупта, 2005). Так, на с.278 читаем: «В саламба-ширшасане I руки согнуты в локтях под углом меньше прямого, то есть плечи находятся не строго над локтями, но отведены немного назад. Этим она существенно отличается от поз, подобных пинча-майюрасане, где плечи находятся строго над локтями, а руки согнуты в локтях под прямым углом…» (Это изображено на рисунках: на с.278 – Саламба-ширшасана и на с.281 – Пинча-майюрасана). 

В книге «Азбука йогатерапии» С.Н. Агапкин (2013), описывая Ширшасану, утверждает, что «…в конечном положении плечевые, тазобедренные и коленные суставы и голеностопы находятся на одной линии. Голова не стоит на полу, основной вес приходится на предплечья…» (см. с.114–115). Однако Дона Холлеман и Орит Сен-Гупта в книге «Танец Святящегося Тела. Йога Будущего» пишут: «В саламба-ширшасане I уши, плечевые, тазобедренные и голеностопные суставы выровнены по вертикали, а вес тела целиком приходится на голову. Локти, предплечья и кисти рук используются только для сохранения равновесия…» (см. с.186). Замечу, что это описание точно совпадает с названием (см. с.185) самой асаны: Саламба-ширшасана I (са= с; аламба= опора; ширша = голова).

Дона Холлеман и Орит Сен-Гупта (2005) в своей книге именно Ширшасане, или стойке на голове, посвящают немало страниц, в частности с.184–188, с.278–281. Это объясняется не только тем, что Ширшасану называют «царем асан», но и тем, что «…для того, чтобы удерживать саламба-ширшасану достаточно долго (десять минут и более) без вреда для шейных позвонков, выполнять ее следует совсем иначе…» (с.279). Известно, что инструкторы по йоге нередко предлагают выполнять Ширшасану у стенки… Но такое исполнение не является верным, т.к. оно травматогенно!

Лично у меня с этой асаной связаны тягостные воспоминания. Так, в конце 70-х годов молодой москвич внешне крепкого телосложения, который успешно занимался каратэ (коричневый пояс), после очередной и длительной стойки на голове умер в больнице. Патологоанатомический диагноз – церебральная аневризма в бассейне средней мозговой артерии. Данный случай напрочь отбил у меня желание стоять на голове. О том, что, выполняя Ширшасану неправильно, т.е. используя для сохранения равновесия опору на стенку, я повредил шейные позвонки, я узнал уже много лет спустя, после исследования МРТ шейного отдела (во времена моей молодости по рукам ходила «йоговская» литература с такими неверными рекомендациями). 

Ко мне, врачу неврологу, владеющему основами прикладной кинезиологии (спасибо  школе профессора Л.Ф. Васильевой и лично Людмиле Фёдоровне), сертифицированному также по таким врачебным специальностям, как рефлексотерапия и мануальная терапия, часто обращаются больные с заболеваниями периферической нервной системы. И я могу сказать, что среди них нередко встречаются пациенты с протрузиями и грыжами шейного отдела позвоночника. При сборе анамнеза выясняется, что многие из них также выполняли стойку на голове, удерживая равновесие за счёт стенки. Потому, когда я еду в метро и вижу рекламу «Йога – присоединяйтесь!», я понимаю, что никогда не останусь без работы (о чём я сообщаю больным, когда они спрашивают о занятиях йогой).

В то же время у меня всегда сохранялся интерес к йогатерапии с позиции «энергетики йоги», а именно так озвучил название своей рукописи Люсьен Феррер (1964), который «в последние месяцы своей жизни… был очень озабочен будущим Западной Академии Йоги, основанной им 1948 году…». Эта цитата взята из Предисловия книги Люсьена Феррера «Энергетика йоги. Чакры, меридианы, и акупунктурные точки», изданной в 2004 году на русском языке московским издательством «Садхана». S.Bodo, K.Macmilan (1994), опубликовавшие рукопись Люсьена Феррера и тем самым «исполнившие свой

долг» и отдавшие «дань уважения Йогину Запада» пишут, что дело Феррера продолжено в альма-матер и «…среди школ, обучающих традиционным физическим методам Хатха-Йоги, поскольку, наряду с последними, учащиеся приобретают навык в более тонких психических методах, крайнее

развитие которых подводит их непосредственно к Раджа-Йоге» (с.3). Интересно, что Дона Холлеман и Орит Сен-Гупта (2000) – авторы, имеющие многолетний опыт преподавания йоги европейцам, говоря об истории «разрыва между хатха-йога (физическими упражнениями или асанами) и раджа-йога (медитацией)», подчёркивают, что этот разрыв между телом и разумом произошел «как на Западе, так и в Индии» (с.8). В своей книге они, говоря о Йоге Будущего – Танце Святящегося Тела, призывают «возродить древние принципы», утверждая при этом, что будущее йоги «заключается в слиянии хатха- и раджа-йоги в новую форму практики, где разум и тело соединяются в неразрывное целое, превышающее сумму его изначальных частей» (с.26).

Люсьен Феррер особо подчёркивал, что смысл «впечатляющих» поз Хатха-Йоги заключается «… в наложении на весь организм в целом ига телесной дисциплины, целью которой является регулировка и гармонизация кровообращения и циркуляции энергии» (с.4).Он, разбирая общие положения относящиеся к метафизике Хатха-Йоги (основной целью которой является «господство над «Я») и поняв, что «небольшого нарушения в меридиане или самом органе достаточно для того, чтобы изменилась вся циркуляция в целом», пришел к необходимости «изучения меридианов каждого органа в отдельности и установлению более подробной схемы относящихся к ним цепей» (с.43). Автор на основании этого составил «серию успокаивающих, регулирующих и тонизирующих упражнений для органа в отдельности», которые включают в себя комплекс положения тела (асаны) и пальцев рук (мудр), воздействующих на определенные точки акупунктуры. 

Просматривая официальный сайт Минвалеева Р.С.  www.tapasyoga.ru, я увидел в его исполнении Ширшасану без опоры на стену, что ещё больше прибавило моего уважения к автору, работы которого я оценил давно. У меня есть монография Р.С. Минвалеева «Коррекция веса. Теория и практика здорового питания» (СПб, «Питер», 2001), на которую я давно хотел получить автограф, но не было случая. В этой книге он в виде очерков ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИОЛОГИИ рассказывает о распространенных ошибках в питании, а также предлагает эффективный метод уменьшения веса тела с учётом трехдневного цикла калорического баланса в организме. Знаю, что в 1999 году в г. Санкт-Петербург под руководством академика РАН А.Д. Ноздрачева он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Особенности внутрисердечного и внутриорганного кровотока при избранных позах человека» (по данным допплерэхографии).  Выполненная работа имеет большую теоретическую и практическую значимость. Так, например, представленные в работе экспериментальные данные «по постуральным изменениям внутриорганного кровотока вносят существенный вклад в понимание моторно-висцеральных взаимодействий (Могендович М.Р. 1972) при специфических паттернах напряжения мышц, сопровождающих исследуемые избранные позы человека» (цитата из автореферата).

Кроме того, данные его сайта: «Нейромедиаторные механизмы измененных состояний сознания», «Дыхание через правую и левую ноздри не изменяет вегетативную реактивность у здоровых людей», «Йога туммо изменяет паттерн сердечно­сосудистой адаптации к холоду»; Отчеты по Международным научно-исследовательским экспедициям  «Гималаи 2012-2017», «Пиренеи 2014-2017» и др. видео просто призывали меня поехать на интенсив-семинар  «АНТИСТАРЕНИЕ И ИММУНИТЕТ» из цикла «ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЙОГИ».

Увиденное там превзошло все мои ожидания. В частности, профессор СПбГУ Р.С.Минвалеев не ограничился изложением своего запатентованного открытия по физиологической коррекции веса, основанной на трёхдневном цикле энергозатрат и энергопотребления, а дал новые рекомендации по приёму пищи с учётом фаз лунного цикла. Лично мне понравился подход Ринада Султановича к асанам именно с позиций прикладной физиологии, научно подтверждающей наличие в организме рефлекторного взаимодействия локомоторной и висцеральной систем (по М.Р. Могендовичу), что в свою очередь сближает объяснение механизма лечебного действия йоги и чжэнь-цзю терапии. Несомненный интерес вызывает утверждение профессора, что суть выполнения техники той или иной асаны заложена в её названии. Так, демонстрируя бхуджангасану (поза «кобры») он особо подчёркивал, что у змеи нет ни ног, ни рук, а поэтому, выполнение позы «кобры» осуществляется за счёт мышц туловища, а не с упором ладоней в пол, поскольку последнее не является истиной бхуджангасаной и не даст ожидаемого лечебного эффекта.

Фотографии взяты с группы вк  «Физиология Йоги»: vk.com/yogatummo

И наконец, когда меня будут расспрашивать больные о целесообразности занятий йогой, я буду отвечать коротко и ясно, а именно: что заниматься можно и нужно, но при наличии двух условий: 1. Иметь полное клиническое и параклиническое обследование. 2. Заниматься только у тех специалистов, которые не ниже уровня к.б.н., профессора СПбГУ Минвалеева Ринада Султановича.

Ну, а напоследок я вам скажу, что у меня появилась белая зависть к жителям северной столицы, которых еженедельно по субботам опекает учёный гуру, проф. Р.С.Минвалеев. Конечно, было бы неплохо и жителям столичного региона нашей Родины заполучить данного учителя, хотя бы в программах телевизионного канала «ТВ Центр». А еще лучше хотя бы раз в квартал (в дни зимнего и летнего солнцестояний, а также осеннего и весеннего равноденствия, т.е. с учетом обширных знаний профессора о лунно-солнечном календаре, активно применяемым им в практике йоги) приглашать уважаемого профессора Ринада Минвалеева в столичный регион для проведения им двухдневных интенсив-семинаров.

В завершение, выражаю огромную благодарность автору семинара, профессору СПбГУ Ринаду Султановичу Минвалееву, а также организатору семинара Ирине Владимировне Архиповой, основателю и генеральному директору Киностудии «ФАРАОН». До скорых встреч!

Семинары Регулярного Курса Р.С. Минвалеева проходят с сентября по апрель каждую субботу с 11-00 до 14-00 в Санкт-Петербурге! Подробнее в группе вк  «Физиология Йоги»: vk.com/yogatummo. Подробности на сайтах: www.tapasyoga.ru; www.faraon-tv.com.

Литература

1. Агапкин Сергей. Азбука йогатерапии / Сергей Агапкин, Александр Кременец. – Москва : АСТ, 2013. – 159, [1] с.: ил. – (Школа здоровья).

2. Люсьен Феррер. Энергетика йоги. Чакры, меридианы, и акупунктурные точки. М., «Садхана», 2004, 120 стр.

3. Минвалеев Р.С. Коррекция веса. Теория и практика здорового питания. – СПб.: Питер, 2001. – 128 с.: ил.- (Серия «Исцели себя сам»).

4. Минвалеев Р.С. Особенности внутрисердечного и внутриорганного кровотока при избранных позах человека : По данным допплерэхографии : автореферат дис. ... кандидата биологических наук : 03.00.13. - Санкт-Петербург, 1999. - 16 с.

5. Минвалеев Р.С. Особенности внутрисердечного и внутриорганного кровотока при избранных позах человека (по данным допплерэхографии): Дисс… канд.биол. наук: 03.00.13 / Санкт-Петербургский государственный университет. – СПб., 1999. – 118 с., ил.

6. Холлеман Д., Сен-Гупта О. Танец Святящегося Тела. Йога Будущего / Пер. с англ. – К.: Ника-Центр, 2005.- 360 с.: ил.

© 2017 Все права защищены

Your Email: